20-го октября в Москве стартует международный фестиваль кино о науке и технологиях 360 ° — один из самых интересных образовательных проектов Политехнического музея. В программе мероприятия более 20 документальных картин о технологиях и социуме. Кроме того, в рамках 360 ° будет создано некое дискуссионное поле, в котором пообщаться с приглашенными режиссерами и экспертами в разных областях знаний сможет каждый.
Мы составили небольшой гид, где выбрали картины, которые грех будет пропустить. Полную программу можно посмотреть здесь.
Lo and Behold: Reveries of the Connected World / О, Интернет! Грезы цифрового мира, 2016
dir. Werner Herzog
Каждый раз, когда Херцог берется за документальное кино, нужно бросать все и идти смотреть, причем не важно, какую тему окучивает режиссер: высокие технологии или пингвины-геи. Фиксируя на камеру самые разные всполохи реальности, Вернер раз за разом доказывает, что, несмотря на все попытки упорядочить пространство и сделать наш мир стерильным и безопасным местом, человечество стабильно проигрывает войну с хаосом. В его новом фильме эта мысль прослеживается особенно четко, ведь речь в нем идет о такой неуправляемой штуке, как интернет.
(Dis)Honesty: The Truth About Lies / (БЕС)Честность — вся правда о лжи, 2015
dir. Yael Melamede
Вполне себе титулованный фильм (в его копилке награды с «Сандэнса» и фестиваля Hot Docs), который пытается объяснить, почему люди так много лгут. Профессор Дэн Ариели, специалист по поведенческой экономике, выступает здесь в роли своеобразного гида по человеческому вранью, которое, как известно, принимает порой совершенно удивительные формы. Америку Ариели зрителям вряд ли откроет, зато он умеет задавать неожиданные вопросы и остроумно на них отвечать, подкрепляя свое мнение научными исследованиями.
Nuts! / ЯЙЦА!, 2016
dir. Penny Lane
Очередной привет с «Сандэнса» и самый, пожалуй, абсурдный фильм во всей программе фестиваля. Картина рассказывает об американском враче Джоне Бринкли, который в разные периоды своей, так сказать, практики колол пациентам подкрашенную дистиллированную воду и вшивал козлиные яички. На последнем методе он умудрился сделать целое состояние и вообще долгое время жил припеваючи, пока одураченное общество не очнулось и не засыпало его судебными исками. Эта история так и просится на карандаш к условному Терри Гиллиаму, однако это как раз тот случай, когда правда куда круче любого вымысла.
Tout s'accélère / Все ускоряется, 2016
dir. Gilles Vernet
С каждым новым витком развития цивилизации наше бытие все больше напоминает быструю перемотку. Бешеные скорости многими воспринимаются как родные (режиссер Тони Скотт называл это «эффектом хорька на амфетаминах»), и не совсем ясно, успеваем ли мы вообще что-то прочувствовать или понять. «Все ускоряется» — попытка узнать это, причем в расчет принимаются не только мнения социологов и психологов, но и обычных парижских школьников.
The Swedish Theory of Love / Шведская теория любви, 2015
.dir. Erik Gandini
Швеция считается раем для тех, кто выше всех земных благ ставит благополучие, однако, в тихом омуте известно, кто водится. Стремление государства сгладить все острые углы привело к тому, что люди напрочь утратили способность объединяться и взаимодействовать друг с другом. Режиссер Эрик Гандини, автор нашумевшей «Видеократии», в своем новом фильме пытается разобраться, почему «удобно» не всегда значит «хорошо».
This Changes Everything / Это меняет все, 2015
dir. Avi Lewis
Писатель и социолог Наоми Кляйн уже давно имеет прочную связь с кино: в 2004-м году совместно с мужем Ави Льюисом она выпустила картину «Захват» о рабочем движении, а спустя пять лет Майкл Уинтерботтом экранизировал ее программную книгу «Доктрина шока». «Это меняет все» — новая глава в ее последовательной борьбе с капитализмом и глобализацией, и на этот раз речь идет о наплевательском отношении человечества к собственной планете. То, что к экологии давно уже пора приложить огромный подорожник, конечно, не новость, но Кляйн препарирует избитую тему опасной бритвой, напоминая, что перестройку мира нужно начинать в первую очередь с себя.