Фанаты Дерека Зуландера 15 лет заливали свою тоску оранж мокко фраппучино и тренировали перед зеркалом «Голубую сталь» в ожидании сиквела, который в 2016-ом наконец-то появился на экранах.
Дерек и Хэнсел переживают своего рода экзистенциальный кризис и вынуждены вести затворническую жизнь, пока новая законодательница мод Алексанья Атоз не приглашает их принять участие в показе ее протеже. Но так как лучшие модели мира уже не могут прощупать пульс фэшн-индустрии, им придется нелегко. Дальше сюжет закручивается уж совсем лихо: убивают поп-звезд, появляется модный отдел Интерпол, Зуландер пытается разобраться в проблеме отцов и детей, Мугату снова вступает в дело, льется лава, на экране — жертвоприношения и отвага.
Картина так долго была в разработке, что сейчас уже выглядит динозавром, чудом уцелевшим в динамичном потоке киноиндустрии. Фильм переходит все дозволенные границы, по уровню происходящего и графики напоминая третьих «Детей шпионов». Сюжет настолько заверчен и захламлен, что хронометраж представляется коробкой, на девяносто процентов заполненной пенопластом. Тема отцовства представлена сразу в трех ветках, и в каждом из случаев невозможно предсказуема. Такое не поставишь в упрек, если происходящее на экране смешно, но даже по этой части картина проваливается. Бен Стиллер, у которого никогда не было проблем с чувством юмора, превращает Зуландера в горькую пародию на самого себя с беззубыми оммажами культовым картинам и высмеиванием Джастина Бибера. В концовке сценаристы и вовсе дают какого-то Дэна Брауна, втягивая известных личностей мира моды вроде Анны Винтур и Марка Джейкобса в позорно-неловкое действо.
Старые приемы, регулировавшие градус абсурда, используются теперь в другом ключе, который, можно сказать, попирает былые устои. Наивная глупость главных героев в первой части была доведена до масштабов гротеска, и этому принципу не изменяли ни при каких условиях. В сиквеле поразительная обделенность умом осталась на месте, но персонажи, обуянные вдобавок философскими вопросами, больше не кажутся милыми дурачками, и моменты их внезапной тупости не вписываются в обновленный образ.
Игра с клише, так удавшаяся в первом «Зуландере», здесь опять же не работает. Развитие истории по избитому пути в первой части парадоксально удивляло и было иронично обставлено при помощи самой ситуации, музыкального сопровождения или диалогов. В продолжении штампы больше не является объектом юмора, а служат полноценным сюжетным твистом, из-за чего происходящее на экране вместо смеха вызывает в лучшем случае скуку.
Сиквел играет со старой обоймой, оставляя того же антагониста, схожую любовную историю и еще целый ряд застарелых сюжетных веток из разряда отсыревшего пороха. И хотя приятно снова видеть лучших моделей мира на подиуме, «Образцовый самец 2 » — это тот случай, когда лучше не возвращаться.
[Анастасия Муяссарова
](http://cinemaholics.ru/author/anastasiia)