Мастер Кинорежиссерской Лаборатории Gogol School Алена Рубинштейн о том, почему молодому режиссеру стоит начать с ч/б.
Технически очень сложно сделать фильм в цвете. Необходимо разбираться в построении композиции, теории и психологии цвета, учитывать текстуры предметов, которые вы берете в план. Конечно, в отношении монохрома все эти правила так же работают, но по сути, вы будете существовать в жестко ограниченной палитре. Поэтому выбор ч/б может значительно облегчить жизнь начинающему режиссеру. Но средство должно быть оправдано и материалом, иметь свою цель. Что вы хотите подчеркнуть таким образом? Драматургию? Визуальную эстетику? Контекст эпохи?
Рассмотрим несколько примеров.
«Лето», К. Серебренников (2018)
Почему ч/б:
Контраст между реальностью и мечтами героев.
Комментарий:
Выбор режиссера и худ. рука Гоголь-центра К. Серебренникова обусловлен не столько эпохой, сколько перенесением зрителя в атмосферу советчины. Молодые, «шагающие маршем» музыканты вынуждены существовать в режимной обстановке, которая не дает им полноценно творить. Они существуют в условиях постоянной цензуры. В фильме есть как перебивки, выполненные в сепии, так и полноценные цветные сцены, но каждый из них нарочито подчеркнут фразой «этого не было». Таким образом режиссер разводит реальное бытие своих героев и их «цветные» мечты.
«Список Шиндлера», С. Спилберг (1993)
Почему ч/б:
Контекст эпохи, тяжелая атмосфера Второй мировой войны.
Комментарий:
Война, смерть, голод, повсеместная разруха. Тяжелый контекст и настроение самого сюжета — основная причина выхода «Списка» в монохроме. Но Спилберг не остановился на этом. Он сделал сильный акцент на текстуры предметов, зданий и локаций. Ч/б палитра подчеркивает всю тяжесть элементов, которые мы видим по ходу фильма: заключенные лагеря ходят по щебенке, офицерские маузеры и двустволка антагониста офицера Амона Гета, жестяные миски и термосы. Акцент на «весе» этих предметов усиливает комментарий режиссера — ни одной из сторон не было по нраву происходящее.
«Артист», М. Хазанавичус (2011)
Почему ч/б:
Дань блеску и красоте эпохи немого кино. Взлет и падение главного героя.
Комментарий:
Выбор подчеркивает драматургическую составляющую фильма. Жизнь главного героя Джорджа Валентайна — воплощение американской мечты, но очень быстро превращается в голливудскую трагикомедию. Будучи признанным и известным актером немого кино, Валентайну придется пережить смерть жанра, который принес ему лавры. Затем несколько крупных крахов в остальных сферах жизни.
«Ангел-А», Л.Бессон (2005)
Почему ч/б:
Контрастность и единение главных героев.
Комментарий:
Персонажи Жамеля Дебуза и Ри Расмуссен — это визуализация принципа инь-ян, только перевернутая с ног на голову. Она —«ангел», высокая эффектная блондинка без единого изъяна. Он — маленький и неприметный марокканец, пройдоха, влачащий бессмысленную жизнь. Тут монохром как подчеркивает, так и смягчает контрасты между героями, объединяя их в замоидополняемую систему жизни. Платье «ангела», при всей светлости ее образа — черное, на нем — белая рубашка. Это тонкий намек на то, что они могут поменять местами в любой момент. Так и получилось. В конце Она проявляет слабость и хочет оставить его, фактически опровергая все то, чему она его учила. Он же выходит из вечного круга своих ошибок и решается на поступок— не дает их дуэту распасться.
«Франкенвини», Т. Бертон (2012)
Почему ч/б:
Римейк собственной ч/б короткометражки, который имеет и техническое обоснование — подчеркнуть 3D-формат.
Комментарий:
Иногда режиссер может позволить себе пойти на поводу у своего вкуса. Тим Бертон — знатный фанат жанра хоррор, мрачной эстетики и гротескных персонажей. Но гамма для мультфильм-римейка «Франкенвини» обоснована не только художественным выбором. Он обоснован технически. Бертон хотел подчеркнуть формат всего кукольного stop-motion проекта. Таким образом, готические персонажи мультфильма обретают больший объем, а, значит, становятся более живыми.