Whiplash / Одержимость
реж. Дэмьен Шазелл
В российском прокате с 23-го октября.
Эндрю (Майлз Теллер) проводит подавляющую часть своего времени за барабанной установкой, обливаясь потом и принося нехилую прибыль производителям пластыря. Эндрю хочет стать великим, но пока все указывает на то, что он - очень милая, старательная и неплохо звучащая посредственность. Это мнение дает сильную трещину, когда Эндрю замечает лучший преподаватель в музыкальном колледже - Теренс Флетчер, обладатель героической лысины и характера свиньи-убийцы.
Выросший из бодрой короткометражки в "полноценный" фильм "Whiplash" напоминает, что для того, чтобы зацепить неглупого зрителя, необязательно измываться над композицией и поражать какой-то невиданной драматургией. Сюжет здесь – прямой как палка, время не распадается на отдельные куски жизни, а просто идет, это честная история успеха, в котором очередной раз показано, что талант талантом, но без надрывания задницы в упорных тренировках все равно далеко не уедешь. Как бы нам не хотелось верить в безумных гениев, которые не выгрызали из земли соль, а легко и свободно покоряли вершины, на самом деле даже самые беспечные из великих обладают некой внутренней самодисциплиной, которая помогает им не сорваться.
"Whiplash", кажется, совсем не старается очаровать, здесь нет особой магии, но есть другое, не менее важное – прущая напролом энергия, добытая, натурально, потом и кровью. Это не тот случай, когда кино – это пересказанный сон, это отпечаток реальной жизни, местами банальный, местами скучный, но убийственно точный и вдохновляющий. Почти херцоговское наплевательство на филигранность повествования позволяет сосредоточиться на центральных персонажах: блестяще сыгранном Дж. К. Симмонсом преподавателе, чей метод можно описать фразой "я выдавлю тебе глаза, мразь, если ты облажаешься" и главном герое, подчеркнутая сосредоточенность которого говорит о силе его характера лучше любых слов. Отдельное спасибо хочется сказать за последний аккорд истории – фильм заканчивается ровно тогда, когда нужно, без лишних нот, как хорошая песня. Кроме того, финал подтверждает нехитрую, но очень важную истину: главный приз в призрачной гонке за счастьем – это не успех, слава или деньги, это возможность выйти на решающий бой и получить в подарок молчаливое одобрение: да, ты все делал правильно.
Мария Ремига