«Квадрат»: Художника каждый может обидеть

Катя Карслиди,

Квадрат / The Square
Режиссер: Рубен Эстлунд
В главных ролях: Клас Банг, Элизабет Мосс, Доминик Уэст, Терри Нотари, Кристофер Лессо и др.
Дата премьеры в РФ: 7 сентября 2017 года

Музей современного искусства в Стокгольме готовится к открытию нового экспоната под названием «Квадрат», расположенного на площади перед его зданием. У куратора Кристиана период не самый легкий: надо давать интервью, придумывать рекламную кампанию, а тут еще и на улице средь бела дня украли бумажник и айфон. Отследив телефон и выяснив, что он находится в многоэтажке на окраине, Кристиан решает отправиться туда и покидать бумажки с угрозами в каждый почтовый ящик. Тем временем молодые креативные СММ-щики придумывают, как им кажется, отличную идею для раскрутки «Квадрата».

Начав когда-то с Московского кинофестиваля, шведский режиссер Рубен Эстлунд окончательно застолбил место на престижных киносмотрах предыдущей сатирической трагикомедией «Форс-мажор» о семье в целом и ловушках маскулинности в частности. Вернулся швед с лентой, работающей в том же едком сатирическом регистре, но метящей в мир современного искусства. И на этот раз Эстлунд обвел самого себя вокруг пальца.

Сатира — вещь по типу оголенного провода под напряжением: если бьет, то наповал. Вот только режиссера так и норовит отбросить в сторону. Не с самого начала, но довольно скоро создается ощущение общей искусственности, безопасности для Эстлунда в том мире, который он создал, и, соответственно, его изолированности от реального положения вещей. Ему вроде бы и весело, и задорно, но по итогу эффект зеркала, важный для сатиры, не срабатывает. От «Квадрата» слишком легко отмахнуться, в нем слишком много условностей и самолюбования. Не помогает еще и то, что Эстлунд в конце теряет фокус и сваливается в какую-то степь моралите, в которую ему, если честно, лучше бы не соваться; от последних кадров не веет ничем, кроме растерянности.

Эстлунд, очевидно, хочет говорить глобально и охватить человека европейского во всей красе, но в этом-то и подвох. Разбредающийся по всем его ипостасям и не могущий при этом собрать их воедино, фильм разбивается на фрагменты — порой блестящие, порой заурядные, а порой и вовсе бестолковые. Сама картина, впрочем, и есть объект современного искусства, так что чем это не мета-комментарий? Но «золотая веточка», как ни крути, лишняя. Ну, да и ладно, пусть будет.