В этом году одним из важнейших событий в документальном кино стал выход фильма «Добро пожаловать в Чечню», рассказывающий о преследованиях членов ЛГБТК+-сообщества в Чечне. Картина получила приз зрительских симпатий на фестивале в Берлине и награду за лучший монтаж на «Сандэнсе», а также вызвала много споров и дискуссий.
Казалось бы, такой фильм должен был появиться в России, однако снял его Дэвид Фрэнс — американский документалист, номинант на премию «Оскар» (за картину «Как пережить чуму»). Впрочем, зарубежные документальные ленты про РФ — далеко не редкость. Вспоминаем еще несколько документальных фильмов про Россию, которые были придуманы и сняты в других странах.
Welcome To Chechnya / Добро пожаловать в Чечню, 2020
dir. David France
HBO
Важный и актуальный фильм про чудовищные гонения на любых представителей ЛГБТК+ в Чеченской республике получился неоднозначным. Взять хотя бы спорную цифровую технологию, заменяющую реальные лица (некий аналог deepfake). Изначально она была создана для обеспечения анонимности и безопасности участников проекта, на деле же она работает как часть киноязыка (хоть и эффектно). При этом в остальном фильм — смесь душещипательного реалити со снафф-видео, которое оставляет всех неравнодушных к теме наедине с пустотой и страшными фактами.
Конечно, это кино, требующее сильной эмоциональной отдачи и больше работающее как социальный проект, чем произведение искусства. Да, можно кричать, охать и возмущаться от несправедливости в стране, пытаться проявить гражданскую позицию. А можно просто пожертвовать деньги группам, спасающим людей из ада. «Добро пожаловать в Чечню» взывает к эмпатии, напоминая, что окружающую нас реальность больше невозможно игнорировать.
Также на эту тему:
«Грозный блюз» — фильм о четырех женщинах из Грозного, борющихся за права человека.
Citizen K / Гражданин Х, 2019
dir. Alex Gibney
Alexander Nemenov/Greenwich Entertainment
К фигуре Ходорковского на западе относятся куда более трепетно и внимательно, чем в России. Если в нашей стране отношение к нему колеблется от «убийцы» (бывшему олигарху не могут простить нераскрытое убийство мэра Нефтеюганска) до «узника совести», то там он почти однозначно жертва режима. Алексу Гибни («Гонзо: Страх и ненависть Хантера С. Томпсона») удалось не только охватить более чем 30-летнюю историю взлетов и падений Ходорковского, но и увидеть в ней состояние страны, которую раздирают противоречия, авторитарная власть и постоянные советские флешбэки.
Также на эту тему:
«Ходорковский» — более холодный взгляд на российскую олигархию, снятый еще до освобождения Ходорковского из тюрьмы.
Icarus / Икар, 2017
dir. Bryan Fogel
Netflix
Вероятно, самый известный документальный фильм, представляющий Россию как страну с весьма сомнительной репутацией. В центре внимания режиссера Брайана Фогеля — громкий скандал, случившийся в 2015 году, когда российские легкоатлеты скрыли употребление допинга.
Начинается картина поистине сказочно: Брайан Фогель собирается попробовать допинг в любительском спорте и СЛУЧАЙНО знакомится с Григорием Родченковым (который тогда был директором Антидопингового центра), как раз накануне скандала. Дальнейшая, СЛУЧАЙНО получившаяся работа — эффектное размахивание руками в попытке докопаться, почему этим русским все прощается. Но чего у Фогеля не отнять, так это понимания национальной идеи: «И, значит, нам нужна одна — Победа, одна на всех — мы за ценой не постоим!».
Также на эту тему:
«За пределом» — документальная «Одержимость» про честное стремление к победе российской гимнастки Маргариты Мамун.
Garagenvolk / Гаражане, 2020
реж. Наталья Ефимкина
Berlinale
У Натальи Ефимкиной (родившейся в Киеве, но эмигрировавшей в Германию) получился на редкость живой и точный портрет крайнего севера России, не скатывающийся в кромешную безнадегу, а обнажающий подлинную трагикомичность. Да, здесь живут бедно, а умирают рано от тяжелой работы в шахтах и слабой медицины. Но у каждого без исключения тут — огромные надежды, странные увлечения и необъятный внутренний мир, еле умещающийся в маленькие личные гаражи.
Особенно ярко резюмирует фильм последняя сцена, где сидящий в своем уютном гараже барахольщик Илья говорит с портретом Путина, напевая строчки из песни «Сектора Газа»: «Не жалейте меня — я прекрасно живу, только кушать охота порой». Не заплакать на титрах практически невозможно еще и благодаря проникновенной песне «Вслед за тобой» гаражной и почти несуществующей (в сетевом пространстве) группы M18, участники которой тоже фигурировали в фильме. Вот уж у кого душа с весь Кольский полуостров.
Также на эту тему:
«Человек живет для лучшего» — пример завораживающей русской хтони на огромной свалке России, в несколько милях от Кремля.
Our New President / Наш новый президент, 2018
реж. Максим Поздоровкин
IMDB
Самой интересной темой, связывающей Россию и США, пожалуй, остается вмешательство в американские выборы 2016 года. Засилие теорий заговора и невразумительных материалов по этому вопросу с легкостью перекрывает довольно нетривиальное и сильно недооцененное кино Максима Поздоровкина о «четвертой власти».
«Наш новый президент» — это хаотичный коллаж из выдержек российских СМИ, по-разному освещавших выборы в США, который дает очень неоднозначное впечатление о современной демократии обеих стран. Настоящая документальная трагикомедия: как в одночасье российская поддержка кандидатуры Трампа (где слились воедино пропаганда Киселева против Хиллари Клинтон и поздравление Жириновского после «успешных» выборов) обернулась катастрофой — в итоге мир получил современное олицетворение «обезьяны с гранатой».
Также на эту тему:
Active Measures — подробный и дотошный взгляд на три основных метода взаимодействия путинской России и США за последние 20 лет: шпионаж, пропаганду и кибератаки.
Bolshoi Babylon / Большой Вавилон, 2015
dir. Nick Read, Mark Franchetti
BBC
Иностранный взгляд на один из самых известных символов России — балет Большого Театра. Главным событием фильма становится дикий случай, когда на лучшего артиста балета и будущего художественного руководителя Сергея Филина вылили кислоту, оставив практически без зрения.
Фильм концентрируется не столько на причнах и последствиях произошедшего, сколько на непоколебимости духа русского балета. Какие бы скандалы, нападения, домогательства и даже политические прения не касались балета Большого Театра — он будет неизменно гениален, причем в глазах всего мира. Очень тонкая картина об устрашающей стабильности России через призму высокого искусства.
Также на эту тему:
«Балерина» — холодный взгляд на молодых и начинающих балерин Мариинского театра.
Pussy Riot: A Punk Prayer / Показательный процесс: История Pussy Riot, 2013
dir. Mike Lerner, Maxim Pozdorovkin
The Globe and Mail
Pussy Riot сейчас не нуждаются в представлении, однако сразу после выступления в храме Христа Спасителя им явно была необходима некая документалисткая индульгенция.
И таких последовало как минимум три.
Правда, по прошествии времени стало понятно, что она нужна далеко не фем-коллективу, а стране, допустившей показательное дело и ужесточение статьи об «оскорблении чувств верующих» (над которой не смеется сейчас только ленивый). A Punk Prayer фиксирует знаменитую шок-терапию, последствия которой повлияли как на политические протесты в стране, так и на феминистское движение.
Также на эту тему:
«Кампания ненависти: Россия и пропаганда гомосексуальности» — невзрачная, но любопытная картина, исследующая последствия закона о «пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений» в России, примечательная в первую очередь пятисекундным появлением Евгения Понасенкова.
Exporting Raymond / Экспорт Рэймонда, 2010
dir. Phil Rosenthal
IMDB
Уморительное приключение создателя мегапопулярного американского ситкома «Все любят Рэймонда» в России, принявшего как-то предложение курировать пилот отечественной адаптации под названием «Воронины». На синопсисе хотелось бы и ограничиться, но тут любопытно второе дно.
Подобный экспорт американских телеформатов в страны, где тв-индустрия плохо развита (так, по крайней мере, было в России в нулевые) — обычное дело. А вот то, как именно
показана суровая Россия испуганным американцем, кажется куда более предосудительным делом, тоже экспортом, но стереотипов про страну «второго мира». Студии оборудованы в темных подвалах времен пыток КГБ, продюсеры похожи на мафию из 90-х (здесь фигурирует и Александр Роднянский), а на улице, естественно, вечная мерзлота. Не хватает только водки и медведей, благо, балалайка здесь присутствует в саундтреке.
Также на эту тему:
Russian Drama Ефима Гугнина.