Инопланетяне, монстры и викинги: 10 главных фильмов 82-го Венецианского кинофестиваля

Cinemaholics Team,

82-й Венецианский кинофестиваль закончился чуть больше недели назад, итоги подведены, уставшие журналисты отсыпаются дома на ортопедических подушках и лечат кишечники, забитые пиццей и пастой.

В этом году наша редакция фестиваль пропустила, поэтому мы попросили Настю Круглякову из «Экспоненты» выбрать фильмы, которые точно стоит ждать.


Bugonia / Бугония
реж. Йоргос Лантимос

Venice Film Festival

Вольный ремейк южнокорейской черной комедии «Спасти зеленую планету!», выдержанный в типичном для Лантимоса стиле. Это история про двух кузенов, уверенных, что СЕО крупной фармацевтической компании — инопланетянка, мечтающая уничтожить Землю. Ребята похищают девушку в надежде, что та свяжется «со своими» и возьмет их с собой в галактику Андромеды. Но бедняжка, увы, не раскалывается. 

«Бугония» — четвертый совместный проект Йоргоса Лантимоса и Эмили Стоун, тот самый, ради которого она побрилась налысо. Каждый, кто хоть немного знаком с фильмографией режиссера и понимает его любовь к эпатажу (но при этом не видел оригинал) — сразу смекнет что к чему и не получит вау-эффекта от финального твиста. Но достоинств картины это не умаляет — сделана и сыграна она превосходно. А Джесси Племонс в роли фанатика так и вовсе напрашивался на главный актерский приз, но он, увы, ушел Тони Сервилло.


A House of Dynamite / Дом динамита
реж. Кэтрин Бигелоу

Venice Film Festival

73-летняя кинематографистка Кэтрин Бигелоу спустя восемь лет возвращается в кино с политическим триллером и буквально с размаху вышибает дверь. «Дом динамита» — очень тревожное и динамичное зрелище, которое с разных ракурсов показывает реакцию важных (и не очень) людей на начавшуюся ядерную войну.

На Чикаго летит ракета, которая через 19 минут уничтожит город, где живет почти три миллиона людей. Что будут делать президент, руководительница секретной службы, пилоты и секретарша на ресепшене? Кому они будут звонить? Кого спасать? Многие почему-то сочли этот фильм пропагандистским, но это не совсем так. Да, «Дом динамита» манипулирует зрительскими эмоциями, но главное о чем он говорит — о всеобщем страхе перед ядерной угрозой и о том, как слепо самые сильные люди мира готовы идти на поводу у «немедленной реакции и демонстрации силы». Закончить все это хочется мемом «Вот я смотрю на вас и вы не готовы». А мы и не готовы, так что всем мира. 


The Testament of Ann Lee / Завещание Анны Ли
реж. Мона Фастволд

Venice Film Festival

Можно ли поставить талантливый мюзикл по реальной истории Анны Ли — основательницы религиозного американского движения шейкеров? Девушки, которая перенесла гибель четверых младенцев, прошла через психушку, тюрьму, предательство мужа и в итоге стала лидером культа, у которого было почти 6000 последователей. Мона Фастволд отвечает: «Еще как!». И делает «Завет Анны Ли» одним из самых ярких киновпечатлений венецианского смотра. Аманда Сайфред — исполнительница главной роли — уверенно вписывает свое имя в кандидатки на грядущий «Оскар». 

Сценарий фильма Фастволд написала в соавторстве со своим партнером — Брэди Корбетом. За музыку отвечает оскароносный композитор «Бруталиста» Дэниэл Блумберг, а за волшебную хореографию танцовщица Селия Роулсон Холл (которую вы могли видеть в роли подросшей Софи в драме «Солнце мое») . Во время пресс-показа очень многие мужчины выходили из зала, но в каком-то смысле это даже хороший знак: кино работает как лакмусовая бумажка. Оно настолько эмоциональное, телесное, яркое, что вызывает дискомфорт только у тех, кто не готов принимать женщину такой, какая она есть.


Silent Friend / Молчаливый друг
реж. Ильдико Эньеди 

Venice Film Festival

Новый фильм венгерской режиссерки и номинантки на премию «Оскар» («О теле и душе») — это трогательная история о том, как все живое взаимосвязано. История развивается в трех временных рамках — в 1908, 1972 и 2020 году — и крутится вокруг одного редкого дерева гинкго билоба, что раскинулось в саду университета в Германии. Здесь есть три истории и персонажи, которые так или иначе возвращаются под тень, отброшенную исполинским стволом гинкго. Ученый, который во время ковида проводит эксперимент над деревом и ведет долгие беседы по зуму с коллегой из Франции. Первая девушка-студентка на кампусе, мечтающая отправится в научную экспедицию. И обаятельная парочка, присматривающая за геранью. В касте — Тони Люн Чу-Вай, Леа Сейду, Сильвестр Грот, Луна Ведлер и Энцо Брюмм. 

Призы в этом году жюри раздало максимально хаотично. Все перессорились на тему, что же победит — искусство или политическая повестка. В итоге самые топовые фильмы остались без наград. Единственный действительно мощный проект, который не обделили вниманием, — это «Молчаливый друг». Фильм наградили призом «Международной федерации кинопрессы», а юная актриса Луна Ведлер увезла домой награду как лучшая молодая актриса.


Eojjeolsugaeopda / Метод исключения
реж. Пак Чхан-ук

Venice Film Festival

Бедняга Ю почти свою жизнь отдал бумажной промышленности — больше 20 лет оттрубил на заводе. Но потом пришли алчные американцы, внедрили новые машины и всех сократили. Тайминг для Ю беспощадный — его красавица жена увлеклась большим теннисом, на содержании двое подрастающих детей, а еще есть дом, только что взятый в ипотеку. Оставшись не у дел мужчина понимает, что найти работу по специальности будет ой как непросто и в итоге решается на страшное: публикует липовую вакансию, собирает тонну резюме от таких же безработных кандидатов, проводит ресерч, выбирает всех, кто лучше него и решает их устранить. 

«Метод исключения» — экранизация романа Дональда Уэстлейка The Ax и Пак Чхан-ук мастерски превращает первоисточник в черную комедию о сложностях трудоустройства в Корее. За критику капитализма журналисты уже окрестили этот фильм новыми «Паразитами». В главных ролях тут — звезда «Игры в кальмара» Ли Бен Хон и Сон Е Джин — суперпопулярная южнокорейская актриса, известная по дорамам «Любовное приземление» и «Красивая нуна, что покупает мне еду». 


The Last Viking / Последний викинг
реж. Андерс Томас Йенсен

Venice Film Festival

Еще одна черная комедия в конкурсе, но на этот раз от датского режиссера, лауреата премии «Оскар» Андерса Томаса Йенсена («Рыцари справедливости», «Адамовы яблоки»). На этот раз зрителей ждет история о двух братьях, выросших с жестоким отцом.

Атмосфера постоянного насилия отразилась на ребятах по-разному. Старший брат Анкер стал бандитом и ограбил банк, а младший Манфред вырос с расстройством личности (его играет Мадс Миккельсен!). За ограбление Анкер получил 14 лет тюрьмы, но предварительно он просил Манфреда закопать деньги. Однако когда срок отмотался, оказалось что Манфред теперь не Манфред, а музыкант Джон Леннон — и свою биографию он не помнит, а вот легендарного битла — пожалуйста. Тогда Анкеру не остается ничего другого, как объединиться с одним странным доктором и попробовать собрать The Beatles из пациентов с расстройством личности.

Вообще публика в этом году в Венеции была очень холодная, — особенно ярко это ощущается после Канн, когда на каждое лого с заставки реагировали бурными аплодисментами. В этом смысле «Последний викинг» — исключение. Зал ревел от восторга, хлопал над самыми смешными моментами и кричал: по моей скромной оценке это был самый теплый прием в Венеции этого года. 


Jay Kelly / Джей Келли
реж. Ноа Баумбах

Venice Film Festival

Джей Келли — суперзвезда, человек, который не может появиться в публичном месте и не создать вокруг себя толпу. После смерти режиссера, открывшему ему дорогу в большое кино и встречи с однокурсником, у которого тот украл шанс на славу, Джей вдруг испытывает экзистенциальный кризис — ни любимой женщины, ни близких отношений с детьми, ни друзей. Из преданных людей лишь повар, да бессменный менеджер Рон. В порыве доказать себе, что он все еще живой, Джей отправляется в погоню за младшей дочерью, которая собирается на фестиваль джаза в Италии, но поездка в итоге оборачивается не так, как наш герой себе представлял. 

Режиссер Ноа Баумбах изначально писал сценарий фильма для Джорджа Клуни, а помогала ему в этом деле актриса Эмили Мортимер. Но интереснее тут, конечно, выглядит не Клуни в роли самого себя, а Адам Сэндлер, который нечасто показывает свой драматический талант. «Джей Келли» напичкан клише и пестрит звездами в мимолетных камео (Альба Рохвахер играет администраторку фестиваля, Райли Кио — обиженную старшую дочь, а Ларс Айдингер — клептомана из поезда). Этот милый капустник почему-то разозлил критиков, но зрителей растрогать вполне способен.  


Frankenstein / Франкенштейн
реж. Гильермо Дель Торо

Venice Film Festival

Визуально совершенная экранизация культового романа Мари Шелли о монстрах, людях и том, кто есть кто. Костюмы, декорации, картинка, свет — все выверено так, что не придраться. Волшебства и эпичности добавляет музыка Александра Деспла. Плюс идеальный кастинг — Оскар Айзек в роли самовлюбленного Виктора Франкенштейна, Джейкоб Элорди в роли Существа, а Миа Гот — любовный интерес обоих — дева Элизабет.

Шелли написала историю о жестоком докторе, отвергнувшем свое же творение в 1818 году, но как громко и актуально она звучит сегодня. Вообще вопрос о том, что такое — быть человеком сегодня — на фестивале в этом году поднимался не раз. Седьмого ноября фильм выйдет на Netflix, но это, конечно, кино, которое создано для большого экрана, где все звучит с большой буквы — Добро, Любовь, Месть.


Father Mother Sister Brother / Отец, мать, сестра, брат
реж. Джим Джармуш

Venice Film Festival

Далеко не самый выдающийся фильм Джармуша, но тем не менее обладатель «Золотого льва», а потому все равно must see. Мнения критиков разделились: кто-то называет этот фильм обаятельным и трогательным, а кто-то неуместным набором анекдотов. Я присоединяюсь ко вторым, и мне кажется, что главную награду Джармушу вручили просто за выслугу лет.

«Отец, мать, сестра, брат» — это антология о семейных отношениях, эдакая пьеса, которая состоит из трех частей. Во все истории перетекают обаятельные шутки-повторы, но у каждой свои актеры — Кейт Бланшетт, Адам Драйвер, Сара Грин, Вики Крипс, Майем Биалик, Шарлотта Рэмплинг и другие. Но в целом это совершенно проходное кино, снятое на деньги Saint Laurent Productions, которое, к слову, в Канны не взяли. 


Dead Man's Wire / Провод мертвеца
реж. Гас Ван Сент

Venice Film Festival

Новый фильм Гаса Ван Сента показали вне конкурса, хотя он вполне ложится в основную тему этого года «мужчины в депрессии». В основе — вполне реальная история о том, как однажды Тони Кирицис зашел в офис ипотечной компании Meridian Mortgage со странной большой коробкой. Он посидел в холле, а потом неожиданно достал из нее ружье со специальной удавкой и взял в заложники сына главного босса, который обманом втянул Тони в непосильные долги. Он отвез заложника к себе домой, забаррикадировался и выставил условия освобождения: полная отмена долга, пять миллионов долларов выкупа и личные извинения.

Резонансным стали не только сами переговоры с Тони, который не спал три дня, пока копы пытались его выманить, но и последующий приговор. Тони виртуозно сыграл Билл Скарсгард, а сына босса, которому не повезло с отцом, — Дэйкр Монтгомери. Как сказал на пресс-конференции продюсер фильма Кассиан Элвес, это история не о том, что надо применять насилие, когда хочется добиться своего, а о том, что жажда справедливости — базовая потребность для каждого человека. 


И бонус!

MegaDoc / МегаДок
реж. Майк Фиггис

Venice Film Festival

Документальный фильм о том, как Фрэнсис Форд Коппола снимал свой «Мегалополис». Поскольку этот монументальный проект был создан на личные средства маэстро — 120 миллионов долларов — Фиггис подробно рассказывает, на что был потрачен каждый доллар. Как команда придумывала костюмы, как разрабатывали мегалон и визуальные эффекты, сколько стоила логистика.

Помимо цифр зрителей ждут эксклюзивные интервью с командой фильма и близкими режиссера. Особенно ценно выглядит, например, разговор с женой Копполы, Элинор, которая умерла в апреле 2024 года, но оживает на экране и празднует 60-летнюю годовщину свадьбы прямо на площадке «Мегалополиса». Фрэнсис вступает в баталии с Шайа ЛаБафом, Обри Плаза говорит лишнее, все шутят. «Мегадок» — трогательное, смешное и очень живое кино, которое стоит посмотреть всем синефилам (вне зависимости от того, как вы относитесь к «Мегалополису»).