По улицам Тегерана курсирует такси да не простое, а с известным режиссером Джафаром Панахи за рулем. Помимо заслуг на поприще кинематографа, он известен еще и тем, что в 2010 году был осужден на 6 лет заключения в тюрьме за антиправительственную деятельность (позже срок был заменен на домашний арест). Целых 20 лет ему запрещено выезжать из Ирана и снимать фильмы (нечего тут еще и антиисламскую пропаганду создавать и распространять!). Панахи с тех пор не только снял три ленты, но и смог передать их за границу (вы ничего не знаете о дистрибуции, если не никогда не передавали свой фильм, спрятав флешку с ним в пироге).
«Такси» снят на любительскую камеру, закрепленную на панели управления якобы для предотвращения ограбления (позже мы увидим, как работает такая превентивная мера) — чувствуется влияние учителя, Аббаса Киаростами («Вкус вишни», «Десять»). Сам Джахар Панахи, несмотря на, казалось бы, главную роль, просто проводник между зрителями и галереей ярких образов, которые расскажут вам о современном Иране больше, чем любой репортаж новостей. Да, эта картина страны не является беспристрастным взглядом, она искажена личным восприятием и пережитыми потерями, но это делает ее только искреннее.
Каждый персонаж оставляет на зрителе отпечаток: начиная от вора, критикующего преступников и незадачливого DVD-пирата, распространяющего «Теорию большого взрыва» и «Ходячих мертвецов», заканчивая сердобольной женщины с розой, которой Коллегия адвокатов запретила заниматься юриспруденций. Но больше всего запоминается маленькая племянница Панахи, получившая в школе задание — снять фильм, а к нему — свод правил Комиссии по цензуре. Правила вызывают недоумение не только у нее, но и у любого здравосмыслящего человека (например, только злодеи должны носить галстук на экране). «Почему, если они не хотят видеть эти вещи на экране, сами творят их в реальности?» — спрашивает девочка у своего дяди-режиссера.
Главный вопрос, на который хочется узнать ответ после просмотра: что же будет дальше с Джафаром Панахи и его творчеством? Наверняка он продолжит снимать, ведь такая плодовитость появилась не только вопреки, но и благодаря условиям («Такси» — далеко не единственный диссидентский фильм из череды его последних работ и после «Это не фильм» и «Закрытого занавеса» кажется закономерным шагом). Но что же сделает в ответ правительство, которое сначала препятствует Панахи, а потом, после получения награды на Берлинском кинофестивале, лицемерно радуется победе?
Рита Синютина