10. Стив Джобс / Steve Jobs
реж. Дэнни Бойл
Два любимых человека (Соркин и Бойл) делают то, что умеют лучше всего. Фассбендер, Уинслет и Роген играют так, что стали бы звездами в случае, если бы они уже ими не были. Целиком — блестящий довод против тех, кто считает, что скучное романное построение биопика — необходимое зло.
9. Омерзительная восьмерка / The Hateful Eight
реж. Квентин Тарантино
Лучший фильм Тарантино со времен, хохо, как бы не «Криминального чтива». Будто бы опыты с жанрами наконец перестали вставлять режиссера, и результатом вышло то, от чего когда-то кружилась голова.
8. Лобстер / The Lobster
реж. Йоргос Лантимос
Самое смешное кино года, хотя и в стиле «смех над пропастью». Так и не понял, правда, каким животным я бы стал.
7. Открытый диапазон / Free Range/Ballaad maailma heakskiitmisest
реж. Вейко Ыунпуу
Всем моим знакомым полюбился «Осенний бал», я же возненавидел его почти с первых кадров. Все мои знакомые, кажется, возненавидели «Открытый диапазон» — я же в него влюбился. Это, пожалуй, и не шибко мощное, порой дурацкое кино, но попало оно прямо в сердце — эдакие шумные проводы юности с похмельной болью, угоном троллейбуса и четкой необходимостью повзрослеть прямо сейчас.
6. 45 лет / 45 Years
реж. Эндрю Хэй
Последние десять минут этого фильма — хартбрэйк года. Впрочем, то, что происходит до, — ноющая боль в сердце, которая и не убивает, и жить не дает.
5. Взгляд тишины / The Look of Silence
реж. Джошуа Оппенхаймер
Менее изобретательно по концепту, чем «Акт убийства», но эмоционально еще более убивающее документальное кино: то было с перспективы убийц, это с перспективы родственника убитых. Выматывающий кошмар, после которого бросивший курить попросит сигарету — отвлечься от той реальности, которая кажется непредставимой, и все-таки вот она.
4. Такси / تاکسی
реж. Джафар Панахи
Мощное политическое высказывание, в котором при этом довольно серьезные проблемы зачастую показываются очень трогательно и смешно. И все в пределах одного такси. Удивительно, как все это удается Панахи даже в таких стесненных условиях. Ждем новую флэшку в пироге.
3. Герцог Бургундский / The Duke of Burgundy
реж. Питер Стриклэнд
В прошлый раз Стриклэнд изящно препарировал жанр джалло, теперь на его операционном столе оказалась евроэротика 70-х с БДСМ-уклоном. Британский кудесник великолепным и безумно красивым киноязыком рассказывает историю отцветания чувств, которое, казалось бы, высвобождающую энергию садомазохизма превращает в заунывную рутину.
2. Послушай меня, Марлон / Listen to Me Marlon
реж. Стивен Райли
Один из величайших актеров кинематографа разговаривает в воздух: гипнотизирует сам себя, рассказывает об искусстве кино и своих проблемах. Райли снял, пожалуй, самый нетипичный документальный фильм о личности; здесь почти нет жизненного пути и вообще нет «каким он парнем был» — только главные вехи, только то, что сам Брандо захотел рассказать себе. Содержит моменты почти невыносимой красоты.
1. Клуб / El Club
реж. Пабло Ларраин
Хотя было много выдающихся и запоминающихся моментов в этом году, первое место — катарсис, который редко ныне испытываешь. Безжалостный к своим персонажам, Ларраин, как и всегда в своем творчестве, верит в человека, который, и именно он один, может прекратить глобальный слом, приводящий в безумие. В общем, он оптимист, но именно на его стороне хочется быть сейчас.