«Рождение нации»: 12 лет пафоса

Катя Карслиди,

Рождение нации / The Birth of a Nation
Режиссер: Нэйт Паркер
В главных ролях: Нэйт Паркер, Арми Хаммер, Пенелопа Энн Миллер, Джеки Эрл Хейли, Марк Бун Джуниор
Дата премьеры: 19 января

Нэт Тёрнер рос в семье рабов на ферме в штате Вирджиния. Он был весьма одарённым мальчиком, рано научился читать и хорошо знал Библию. Всю жизнь он работал на хлопковом поле, а в свободное время читал проповеди своим собратьям. Рабовладельцы заметили, что его назидания успокаивают работников и начали приглашать Нэта на свои территории, чтобы тот использовал слова Священного писания для наведения внутренних порядков. Выехав за пределы имения своего хозяина, с которым Нэт ладил с детства, он увидел, в каком кошмаре приходится жить его народу. После того, как неконтролируемое насилие настигло и его семью, он увидел «божественный» знак в солнечном затмении и устроил мятеж против рабовладельцев.

Как известно, фильм основан на реальной истории Нэта Тёрнера, возглавившего восстание чернокожих рабов в 1831 году. Наверное, американцы прекратят снимать фильмы о рабстве примерно в то же время, когда русские перестанут снимать фильмы про Великую отечественную войну (никогда). «Рождению нации» не избежать сравнения с триумфатором 2013 года «12 лет рабства», просто из-за затронутой в фильме темы. Заглянув глубже, становится понятно, насколько это разные проекты по наполнению. Дело в том, что «12 лет рабства» не просто фильм о страданиях афро-американского народа в тот период времени, а многоуровневая драма, проповедующая о гуманизме и о разнице между законами человеческими и законами вселенскими. «Рождение нации» в плане содержания и подачи очень сильно проигрывает. В 1915 году вышел одноименный немой фильм, выставляющий афроамериканцев в плохом свете: все они были воплощением зла, а белые люди, понятное дело, непогрешимы. Версия 2016 года получилась в точности да наоборот: найти добропорядочного белого человека в этом фильме не сможет даже Даша-путешественница. Баланс? Нет, не слышали. Чёрно-белые персонажи хорошо смотрятся только в фильмах жанра фэнтези и «Крепком орешке», а историческая драма от такого приёма теряет любую связь с реальностью и смотрится фальшиво.

Рабовладельцы, как водится, использовали места из Священного писания, интерпретируя их в свою пользу, чтобы заставить рабов подчиняться им. Нэт Тёрнер, по большому счету, сделал тоже самое, когда пошел с войной на своего хозяина. Как сказал персонаж Брендона Глисона в «Голгофе»: «у заповеди «не убий» нет сноски, в которой указаны случаи, когда это делать можно». Конечно, мятеж был неизбежен, насилие порождает ещё большее насилие, но проблема фильма в том, что Герой Нэта Тёрнера романтизирован до невозможности, из характера удалены любые недостатки, а исторические события искажены в его пользу. Во время реального восстания мятежники убивали не только белых мужчин ради самозащиты, пострадали также женщины и дети, о чем в фильме, понятное дело, умалчивается. Нэйт Паркер хотел сделать из Нэта героя, но за цунами из высокопарных речей и многозначительных взглядов кроется абсолютно пустой персонаж, которому невозможно сопереживать. В итоге фильм получился поверхностным и невыносимо пафосным, от чего его просто утомительно и неинтересно смотреть.

Нэйт Паркер долгое время боролся за возможность дать жизнь своему полнометражному режиссерскому дебюту, к которому он также написал сценарий. Вложенные силы себя оправдали: на кинофестивале «Санденс» фильм приняли очень тепло и пророчили дюжину «Оскаров». Но если на ленту и посыпятся награды, то только из-за животрепещущей социальной темы, поскольку художественной ценности картина, к сожалению, не несёт.

Катерина Карслиди