«Игра на понижение»: Все ведь выплачивают ипотеку, верно?

Начало 21-го века, мировая экономика находится в режиме бомбы замедленного действия: рынок недвижимости зиждется на невозвратных кредитах, число ипотечных облигаций продолжает расти, а рейтинг CDO далек от AAA. Наступление кризиса никто не видит, потому что в такой исход событий сложно поверить — «Все ведь выплачивают ипотеку, верно?» Пара дальновидных экономистов так не думает и решает начать большую игру на понижение.

Фильм снят по книге Майкла Льюиса, бывшего трейдера, а ныне популярного финансового журналиста и автора нескольких книг. Это не первая экранизация его произведений: в 2011 году по Moneyball сняли картину «Человек, который изменил всё».

Нельзя сказать, что до этого фильмы про финансовый кризис 2008 года не снимали: был и «Предел риска» Джея Си Чендора — кулуарная и немного душная драма — и документалка Майкла Мура «Капитализм: История любви», и даже Япония не осталась в стороне с «Токийской сонатой» Киёси Куросавы. Кто бы мог подумать, что Адаму МакКею с его комедийным режиссерским прошлым удастся выделиться в череде этих картин.

Как оказалось, именно «юмористические» навыки помогли ему в создании фильма. В «Игре на понижение», как и в любом кино о финансах, оперируют порядочным числом терминов. И вот тут-то картина не хмурит брови, придавая себе серьезный вид, не говорит «да брось, парень, мы свопы еще в школе проходили», а переходит на язык жестов. Тираду про ипотечные облигации расшифрует Марго Робби, потягивая шампанское в пенной ванне, а CDO сравнят с ухой из палтуса. Эта изобретательно-игривая манера объяснения не дает заскучать или почувствовать себя невеждой. Напряжение от лекции по рынку ценных бумаг также разгоняет саундтрек: Nirvana, Gorillaz, Run the Jewels звучат в самых неожиданных и в то же время подходящих местах.

«Игра на понижение» продолжает ряд звездных картин, где в каждом второстепенном персонаже можно увидеть старого знакомого, но вот только в этом случае сработало правило «от каждого по способностям»: маститые актеры в главных ролях, на втором плане — восходящие таланты вроде Рейфа Сполла, Карен Гиллан и Финна Уиттрока. И только Брэду Питту вот уже в третий раз за последние годы достается пятиминутная роль «доброго самаритянина».

Во время просмотра не удается избежать сравнения с «Волком с Уолл-стрит». Наличие героя-рассказчика, забивающийся в нос запах денег и сооружение механизма наживы роднят эти два фильма, однако в «Игре на понижение» по-другому расставлены акценты: меньше кокаина, больше статистических расчетов, сложнее концепт. Документальные вставки систематически напоминают, что происходящее реально, и к концу фильм становится все драматичнее. Не то чтобы читает морали, но отрезвляет, меланхолично напоминая, что кризис в стране — проблема для всех, и даже для тех, кто выиграл на спекуляции.

[Анастасия Муяссарова

](http://cinemaholics.ru/author/anastasiia)