Son Of Saul

Катя Карслиди,

Венгерский режиссер Ласло Немеш взял очень неплохой старт, его первая полнометражная работа «Сын Саула» со станка попала в основной конкурс Каннского кинофестиваля и получила «Большой приз жюри». Возможно, меньше чем через год, он еще и «Оскар» отхватит, в номинации на «Лучший фильм на иностранном языке» для него уже точно место припасли.

Добро пожаловать в 1944 год, на экскурсию с полным погружением во все кошмары концентрационного лагеря, после которой «Список Шиндлера» покажется вам диснеевским аттракционом. Центральный персонаж картины – Саул Аусландер, пленный из зондеркоманды Освенцима. В Освенциме он занимается тем, что сгоняет еврейский народ в газовую камеру, а потом собирает трупы на сожжение и кидает горы праха в реку. Однажды Саул находит подростка, который все еще подает признаки жизни. Немецкий офицер довольно быстро исправляет это недоразумение, после чего Саул прячет мертвое тело мальчика и все оставшееся экранное время ищет раввина для того, чтобы похоронить ребенка по всем полагающимся обычаям.

Саул говорит, что этот мальчик был его сыном, на что все ему отвечают: «у тебя никогда не было сына». Наблюдая за отчаянной попыткой хоть кого-то похоронить как следует, можно понять, что это своеобразный способ искупить совершенные не по своей воле грехи. Таким образом, у Саула появляется решимость, которой ему все это время так не хватало.

Однажды попав в кадр, Саул уже практически не покидает экран, камера все время следует за ним. Происходящее на заднем плане (расстрелы, горы трупов, зачистка газовой камеры и прочие аттракционы смерти) практически все время находится в расфокусе. «Размазанный» задний план в сочетании с долгими кадрами и редкими монтажными склейками создает полное ощущение присутствия, и мы как бы наблюдаем за событиями глазами главного героя.

Также в фильме полностью отсутствует какое-либо музыкальное сопровождение, которое, как мы привыкли, подчеркивает особо драматичные моменты. Звук в этой картине играет большую роль, никакой вам фальши в виде плачущей скрипки, фон состоит из гула, криков, выстрелов, шума моторов и громких приказов на немецком, которые создают собственную, более подходящую фильму, атмосферу.

Беременным и особо впечатлительным лучше два раза подумать, прежде чем смотреть этот фильм. Многие зрители во время премьеры не выдерживали происходящего на экране и в спешке покидали зал. Но если вы упорно работали над понижением порога чувствительности, то от экрана будет невозможно оторвать взгляд.

Это один из тех случаев, когда после просмотра вы, скорее всего, будете очень долго смотреть в одну точку в стене и жалеть о том, что не добавили в свою колу немного валидола. Возможно вы думаете, что фильмами про Холокост уже никого не удивишь, но режиссер Ласло Немеш и оператор Матьяш Эрдей докажут обратное.

Катерина Карслиди