В самом начале февраля завершился главный американский фестиваль независимого кино «Сандэнс». Главную награду в этом году получила драма Ли Айзека Чуна «Минари» про корейско-американскую семью, которая переезжает в Арканзас в поисках «американской мечты».
Однако на «Сандэнсе», как правило, нужно следить не только за победителем. По традиции, собрали для вас несколько картин фестиваля, которые имеет смысл ждать в прокате или на цифровых площадках.
Полный список победителей смотрите здесь.
U.S. Dramatic
Minari / Минари
dir. Lee Isaac Chung
Colider
Если вам лень запоминать полтора десятка малоизвестных фильмов, и вы хотите ограничиться одним, который действительно стоит взять на заметку, то им точно должен быть «Минари» корейского режиссера Ли Айзека Чуна и студии A24. Краудплизер про семью корейских мигрантов в США 1980-х, которые в погоне за «американской мечтой» переезжают на ферму в Арканзас, попутно справляясь с трудностями ассимиляции, получил два главных приза основного смотра — Гран-при от жюри и публики.
Фильм был также удостоен редкого в наше время и очень важного сравнения с творчеством тайваньского режиссера Эдварда Яна: «Минари» особенно напоминает «Один и два» — последний фильм маэстро, который как раз рассказывал о многодетном семействе, готовом начать новый этап в жизни. Впрочем, есть и более актуальные сравнения — прошлогоднее драмеди Лулу Ванг «Прощание», над которым можно одинаково успешно посмеяться и поплакать, и формалистский coming-of-age эксперимент Ричарда Линклейтера «Отрочество».
Palm Springs / Палм-Спрингс
dir. Max Barbakow
Deadline
Ромком «Палм-Спрингс», продюсерский проект Энди Сэмберга (он также сыграл в нем одну из главных ролей), стал самой крупной сделкой фестиваля — Neon и Hulu приобрели права на ленту за 17,5 млн долларов и 69 центов. Эти самые 69 центов везде указывают неслучайно: именно они позволил картине побить предыдущий рекорд «Сандэнса» по покупке фильма, сделку по печально (теперь уже) известному «Рождению нации».
Жанр романтической комедии по понятным причинам сейчас переживает не лучшие времена и «Палм-Спрингс» издалека видится очередной надеждой: судя по первым отзывам, это достаточно ироничный (если не сказать издевательский) фильм, где комедийная составляющая явно перевешивает сантименты. Сюжет строится вокруг ветхозаветного приема а-ля «День сурка»: раздолбай Найлз накануне свадьбы своей подруги удачно ходит на свидание с сестрой невесты, а потом попадает во временную петлю, где вынужден проживать один и тот же день по кругу.
Shirley / Ширли
dir. Josephine Decker
The Verge
После умеренно успешного в арт-кругах фильма «Мадлен Мадлен» Жозефин Декер замахнулась на чуть более амбициозный проект. «Ширли» — экранизация одноименной книги Сьюзан Скарф Меррелл о знаменитой писательнице Ширли Джексон, классика американской литературы XX века. Самый известный ее роман, «Призрак дома на холме», вы точно знаете как минимум по многочисленным экранным воплощениям. Кроме прочего, Джексон оказала большое влияние на Стивена Кинга.
«Ширли» рассказывает о молодой паре, которая переезжает в дом к писательнице и ее мужу. Супруги мечтают на новом месте начать жизнь с чистого листа, но в итоге Джексон втягивает их в некую психологическую интригу, которая, безусловно, поможет ей в работе над ее следующим романом. В главных ролях — Элизабет Мосс и Майкл Стулбарг.
Never Rarely Sometimes Always / Никогда, редко, иногда, всегда
dir. Eliza Hittman
IndieWire
Как почти всегда и бывает на «Сандэнсе», по-настоящему заметные фильмы остаются либо совсем без призов, либо довольствуются утешительными «специальными наградами жюри». Это и произошло с Элизой Хиттман, чью изящную манеру рассказывать об американской юности критики превозносят уже не в первый раз, а на этот — ей удалось допрыгнуть еще и до конкурса в Берлинале (что с участием в конкурсе «Сандэнса» одновременно бывает крайне редко). Хочется верить, что неслучайно.
Историй о беременных подростках не так уж и мало в кино, но тех, что соблюдали хрупкий баланс между политической (детали законов об абортах различаются от штата к штату) и феминистической повесткой, а также не забывали о подростковой оптике, кажется, не было со времен «Джуно». И судя по первым впечатлениям критиков с «Сандэнса», этот новый гимн юности наполнен как ликованием, так и болезненной просьбой о помощи.
Nine Days / Девять дней
dir. Edson Oda
THR
Главной неожиданностью фестиваля в Парк-Сити стал трансцендентный sci-fi разговор по душам о том, о чем нас никогда не спрашивают — хотим ли и заслуживаем ли мы родиться на этот свет?
Сценарный замах на экзистенциальную философию уровня Малика был встречен с осторожными восторгами, а исполнителю главной роли Винстону Дюку прочат почетное место в списке лучших актеров в году. Прокатная судьба фильма туманна, видимо, такое кино простые смертные увидеть еще не заслужили.
World Dramatic
Possessor / Владелец
dir. Brandon Cronenberg
Bloody Disgusting
Спустя восемь лет после дебютного «Антивируса» Брэндон Кроненберг, сын режиссера Дэвида, возвращается с лентой «Владелец», фантастикой с элементами боди-хоррора. В главных ролях — могучая Дженнифер Джейсон Ли и Андреа Райзборо из «Мэнди».
Фильм расскажет о девушке Тасе, которая работает на секретную организацию, вживляющую в людей имплантаты, провоцирующие на убийства (в интересах богатых клиентов, конечно же). Брэндон, кажется, еще более странный, чем его отец, поэтому его фильмы критики и широкая публика воспринимают без громких восторгов — однако, очевидно, что перед нами режиссер как минимум не ищущий легких путей, что по-своему интересно.
U.S. Documentaries
Dick Johnson Is Dead / Дик Джонсон мертв
dir. Kirsten Johnson
Vox.com
После своего дебютного фильма «Человек с камерой» — видеозаметок, оформленных под визуальные автобиографические мемуары с размышлениями об отношениях между документалистом и объектом его съемки — постановщица Керстен Джонсон пропала с радаров на четыре года.
«Дик Джонсон мертв» — портрет ее, к счастью, здравствующего 86-летнего отца с болезнью Альцгеймера, с которым постановщица начала фантазировать на тему скорой смерти. Никакой тревоги из-за неизбежности и пенсионерских реплик в стиле «готов сейчас умереть, чтобы вам не мешать больше» — только пропитанная черным юмором документальная комедия, воспевающая жизнь никому неизвестного Дика Джонсона. Фильм в этом году выйдет на Netflix.
Boys State / Штат мальчиков
dir. Jesse Moss, Amanda McBaine
Polygon
Победитель в секции «Документальное американское кино», предсказуемо, политический, но неочевидно актуальный для США. Фильм следует за процессом политической кампании, основные члены которой сформированы из несовершеннолетней молодежи, причем большинство из них (если не все) — парни семнадцати лет.
Пресса уверяет, что это удивительное сочетание комически дерзкой и, к сожалению, тревожной истории о том, как священную для Америки демократию нервно потряхивает. Если уж и президентом может стать миллиардер, бросающий слова на ветер, но не скрывающий свои ксенофобские наклонности, так чем же хуже несовершеннолетний пацан? Правами на показ владеет Apple вместе с А24, так что релиз картины на стриминг-сервисе первого уже не за горами.
Welcome to Chechnya / Добро пожаловать в Чечню
dir. David France
HBO
Сверхактуальный док на болезненную тему — преследование членов ЛГБТ-сообщества в Чечне. Купленный документальным подразделением кино HBO, «Добро пожаловать в Чечню» расскажет о группе активистов, которые, рискуя своей жизнью, помогают людям, попавшим в зону риска из-за своей сексуальной ориентации и гендерной идентичности.
На территории региона ЛГБТ-персоны регулярно подвергаются опасности. Их единственная надежда в консервативной среде — активисты, работающие под прикрытием (которым, конечно, тоже постоянно угрожают). Дэвид Френс, номинант на премию «Оскар» (за документальную ленту «Как пережить чуму»), показывает, как ненависть насаждается сверху (Рамзан Кадыров, как известно, считает что ЛГБТ-людей в Чечне просто нет) и что бороться с ней эффективнее сообща.
Time / Время
dir. Garrett Bradley
Filmmaker Magazine
Одной из самых интересных премьер прошедшего «Сандэнса» можно считать экспериментальный документальный фильм Time американской постановщицы Гаррет Брэдли. В 1997 году патриарх семейства Ричардсонов от безысходности решил ограбить магазин, но что-то пошло не так: он получил 65 лет тюрьмы — в течение следующих 20 лет его дети и жена снимали на домашние камеры постоянные попытки спасти мужчину, короткие встречи и размышления о прогнившей судебной системе США.
Из внушительного архива домашних роликов смонтировали всего лишь 80-минутный фильм с немного пафосным названием Time (можно перевести как «Срок», либо, очевидно, как «Время») — это то ли визуальная поэма, то ли философское эссе о природе времени, боли и неугасающей надежде, которое воспевает подвиг Ричардсонов и сотен семей, оказавшихся в схожих обстоятельствах.
Bloody Nose, Empty Pockets / Кровавый нос, Пустые карманы
dir. Bill Ross, Turner Ross
Vox.com
Один из ярчайших документальных фильмов прошедшего «Сандэнса», ловко размывающий границу между документальным и игровым, правдивыми эмоциями и «постановочными». Как пишет Эрик Кон (IndieWire): «грандиозный кинематографический обман и смелый эксперимент одновременно».
Чуткий докуфикшн демонстрирует историю последних дней некогда культового бара «The Roaring 20's», чьи посетители, традиционно со сломанными носами и без копейки в карманах, травят байки давно минувших дней. И, как очевидно теперь из уже более чем ироничного названия бара (20-е прошлого столетия, разумеется) речь пойдет о страшном — ностальгии.
NEXT
Black Bear / Черный медведь
dir. Lawrence Michael Levine
Filmmaker Magazine
Сценарист любопытного хоррора «Всегда сияй» и режиссер «Диких канареек» Лоренс Майкл Левин в своей новой картине отправляет Кристофера Эббота, Сару Гадон и Обри Плазу в дом на озере. По старой доброй мета-традиции, их герои вдали от цивилизации ищут вдохновение для своего кинопроекта. По старой доброй триллер-традиции, творческие посиделки превращаются в войну незаурядных личностей, где все средства хороши, вплоть до манипуляции.
Мрачный, умный и смешной — такими лестными словами в прессе награждают фильм. Кроме прочего, отдельно отмечают игру Обри Плазы: если верить критикам, здесь она выдает одну из самых примечательных своих ролей.
Premieres
The Father / Отец
dir. Florian Zeller
THR
Экранизация пьесы французского драматурга Флориана Зеллера про 80-летнего Энтони (Энтони Хопкинс), слабеющего памятью, и его дочь Анну (Оливия Колман), которая не может полноценно заботиться об отце. Поскольку Энтони обладает крутым нравом, сиделки в его доме тоже долго не задерживаются.
Сценарий Зеллер писал с Кристофером Хэмптоном («Искупление») и по всем признакам нас ждет превосходно сыгранная, классическая (со всеми плюсами и минусами этого слова) драма, которая вполне себе может обладать «оскаровским» потенциалом. Картину уже купили в российский прокат.
Promising Young Woman / Многообещающая молодая женщина
dir. Emerald Fennell
The Film Experience
Режиссерский дебют сценаристки «Убивая Еву» Эмералд Феннелл и очередной заметный продюсерский проект Марго Робби. В центре сюжета — девушка Кэсси (Кэри Маллиган), у которой было большое будущее, однако после некого мистического события она вынуждена вести двойную и в каком-то смысле маргинальную жизнь. Она каждую неделю приходит в клуб, притворяется пьяной и уходит с каким-нибудь парнем, который предлагает ей свою помощь (на деле — хотят воспользоваться ее положением). Однако Кэсси каждый раз поворачивает ситуацию в свою пользу.
Как и в прославившем ее сериале, Феннелл рассматривает женщину на грани — и обнаруживает в ней травму. Исследование надлома превращается в увлекательный триллер — с каверам на Бритни Спирс, мрачным антуражем и выдающейся игрой Маллиган.
The Nest / Гнездо
dir. Sean Durkin
Collider
Восемь лет назад Шон Дуркин нашел ключ к актерскому таланту Элизабет Олсен — в его напряженном мини-шедевре «Марта, Марси Мэй, Марлен» она сыграла свою первую по-настоящему выдающуюся роль. С тех пор Олсен успела превратиться в звезду, а Дуркин вел себя тихо: сделал сериал «Саутклифф» и спродюсировал несколько чужих картин (в основном Антонио Кампоса).
И вот, наконец-то, его второй полнометражный фильм — еще и с Джудом Лоу в главной роли. Психологический семейный триллер «Гнездо» расскажет о бизнесмене, переехавшем с семьей в Англию. Никакой радости им это не приносит: начинать новую жизнь оказывается трудно и даже роскошный дом не спасает.
Wendy / Венди
dir. Benh Zeitlin
Screen Daily
Снятая на Антигуа (остров в Карибском море), «Венди» явно наследует истории про Питера Пэна — по духу и некоторым сюжетным деталям. В этой драматической сказке речь идет о девушке, которую похитили и вывезли в иную экологическую систему, где люди живут племенами и борятся за некую магическую пыльцу, отменяющую связь между процессом старения и временем (что-то в этом, конечно, есть и от Филипа Пулмана). Сценарий фильма Бен Зайтлин написал вместе с сестрой Элизой.
Дебютный фильм Зайтлина «Звери дикого Юга» был отмечен «Золотой камерой» в Каннах и получил четыре номинации на «Оскар». Его вторая картина пока идет скромнее — mixed reviews: противники пеняют на отсутствие новизны и обесточенность, те, кому лента понравилась, хвалят ее за визуальную составляющую и умение Зайтлина работать с темой детства.
Tesla / Тесла
dir. Michael Almereyda
Filmmaker Magazine
Майкл Алмерейда называет «Теслу» проектом мечты. К байопику о судьбе изобретателя, инженера и физика Николы Теслы режиссер, по его словам, шел всю жизнь (сценарий картины он написал еще в 80-е).
Фильм охватит американский период биографии Теслы, когда он перебрался из Франции в США (1884 год) и устроился на работу в компанию Томаса Эдисона. Непростым отношениям с «работодателем» будет уделено также немало внимания. Роль прославленного изобретателя исполнил Итан Хоук. Также в картине снялись Ханна Гросс и Кайл МакЛоклен (в роли Эдисона!).
Kajillionaire / Каджиллионер
dir. Miranda July
Deadline
Любимицу молодых синефилов (и обладательницу самого благозвучного имени на планете, извините) Миранду Джулай в этот раз обошли стороной и Канны, и Берлин, куда она уже попадала в программы с первыми фильмами. Что, конечно, странно и обидно для автора, чью последнюю работу видели 9 лет назад.
Тем не менее, картину Джулай называют лучшей из тех, что у нее есть. Это странный, колкий и сюрреалистичный фильм-ограбление о семье, одиночестве и эмоциональной близости. Эван Рейчел-Вуд тут даже удается оставаться не только невозмутимой, как в «Мире Дикого Запада», но и быть главным источником чудаковатого юмора картины.
Falling / Падение
dir. Viggo Mortensen
THR
Режиссерский и сценарный дебют Вигго Мортенсена.
Его первая лента в качестве постановщика — гей-драма об отношениях стареющего отца со своим сыном (Вигго, к слову, сыграл в ленте главную роль). Джон Петерсен живет со своим партнером Эриком (Сверрир Гуднасон) и приемной дочерью Моникой. Здоровье его папы, фермера Уиллиса (Лэнс Хенриксен), подорвано старостью — он перебирается к сыну. Проблема в том, что отец Джона чтит традиционные ценности и не привык к иным моделям семьи.
В картине также сыграли Лора Линни и Дэвид Кроненберг.
Dinner in America / Обед в Америке
dir. Adam Rehmeier
Filmmaker Magazine
Про панк-ромком от автора своеобразной часовой пытки (буквально) «Кроличьи игры» говорят разное. Для кого-то это невыносимый темный роуд-муви, пропитанный подростковым нигилизмом. А кому-то этот агрессивный фильм удалось даже искренне полюбить (вопреки изначальной к нему ненависти).
Как бы то ни было, подобная дихотомия интригует и делает картину, кажется, одной из самых ожидаемых в этом году. Несмотря на разногласия в мнениях, и зрители, и критики в один голос расхваливают саундтрек и энергию, возникающую между персонажами картины: убегающим от закона панк-рокером и одержимой, влюбленной в него тинейджеркой. Ожидаемо, дистрибьютора у фильма пока нет.
Что еще стоит ждать:
Зола — богиня Райли Кио в раскованном роуд-муви.
Ночной дом — камерный хоррор с Ребеккой Холл и Стейси Мартин.
Пропавшие девушки — драма о поиске пропавших секс-работниц.
Под откос — американский ремейк «Форс-мажора» Рубена Эстлунда с Уиллом Ферреллом
и Джулией Луис-Дрейфус.
Беги, детка, беги — триллер про слепое свидание от Blumhouse (студии, подарившей нам «Прочь») с Эллой Балинской из новых «Ангелов Чарли» в главной роли.