Неделя научных достижений в кино: Мадс Миккельсен пьет в школе («Еще по одной), а Розамунд Пайк страдает ради прорыва в химии и физике («Опасный элемент»). Есть и что-то вроде уроков истории («Дорогие товарищи!», «Цой»), а в качестве безумной передышки — «Дичь», где Винс Вон меняется телами с Кэтрин Ньютон.
Druk / Еще по одной
Реж. Томас Винтерберг, в главных ролях: Мадс Миккельсен, Томас Бо Ларсен, Магнус Милланг, Ларс Ранте
Четверо друзей, преподающих в старшей школе (историю, музыку, физкультуру и психологию) понимают, что давно мертвы внутри и решают провести бодрящий алко-эксперимент. На первой стадии (процесс, как положено, документируется) они пьют по чуть-чуть строго до восьми часов вечера, потом пытаются вычислить, кому и как лучше повышать дозу, на третьей же ступени напиваются в хлам, дабы открыть что-то вроде второго дыхания. Сначала эксперимент действительно разгоняет им кровь и возвращает к жизни, потом все выходит из-под контроля.
Удивительно, но фильм про кризис среднего возраста Винтерберг снимает так, будто ему семнадцать: по крайней мере, вплоть до финальной части, где герои вынуждены пожинать плоды своего ухода в отрыв. Из фильма хлещет энергия, и не поддаться этому потоку очень сложно — даже если вы убежденный трезвенник. Это не только пылкий, но и мудрый фильм, красиво утверждающий: для счастья очень важно договориться с собственной тьмой и желательно на выгодных условиях.
Стоит смотреть, если:
- Бухающий и танцующий Мадс? Я в деле!
Не стоит смотреть, если:
- Алкоголь — это плохо, пнятненько?
Radioactive / Опасный элемент
Реж. Маржан Сатрапи, в главных ролях: Розамунд Пайк, Сэм Райли, Иветта Фойер, Мирьям Новак
Байопик ученой Марии Склодовской, более известной миру как Мария Кюри. Вместо с мужем Пьером она открыла радий и полоний, а также стала первой женщиной, получившей Нобелевскую премию. Осмыслять ее биографию взялась Маржан Сатрапи, которую в 2000 году прославил автобиографический «Персеполис».
Сатрапи — режиссер изобретательный, однако здесь действует как-то сковано и без фантазии. Мария Кюри была гением, много страдала, боролась и изменила мир к лучшему. На этом все, ничего приницпиально нового или интересного по теме фильм нам не сообщает. С другой стороны, Сатрапи явно испытывает огромную симпатию к своей героине, которая странным образом дает немного света этому дождливому фильму. И, конечно, главная движущая сила «Опасного элемента» — Розамунд Пайк, чей талант, так уж вышло, слишком часто достается невыдающимся фильмам.
Стоит смотреть, если:
Не стоит смотреть, если:
- Всегда скучаете на историях из серии «жизнь замечательных людей»
Цой
Реж. Алексей Учитель, в главных ролях: Евгений Цыганов, Марьяна Спивак, Паулина Андреева, Илья Дель
Алексей Учитель уже интересовался фигурой Цоя в документальном кино («Последний герой», «Рок»), однако на этот раз он представляет скорее фантазию на тему, чем дотошную реконструкцию исторических событий. Правда, это не уберегло проект от гнева семьи Цоя, которая активно выступала против картины. Дошло до того, что родственники музыканта просили президента запретить фильм, назвав ленту «пошлым зрелищем».
«Цой» рассказывает о судьбе водителя автобуса Павла Шелеста (имя изменено), в который почти ровно 30 лет назад врезался «москвич» лидера рок-группы «Кино». При создании ленты творческая команда навестила реального прототипа главного героя и расспросила про тот роковый день и о том, что последовало за ним. Однако в итоге было решено никак не использовать этот материал в фильме. Так что можно считать, что главный герой здесь — вымышленный персонаж, а в центре внимания находится некий миф о Цое, среда, которая образовалась вокруг его фигуры.
Стоит смотреть, если:
- Цой жив
Не стоит смотреть, если:
- Ваши фанатские чувства были задеты еще на стадии трейлера
Дорогие товарищи!
Реж. Андрей Кончаловский, в главных ролях: Юлия Высоцкая, Сергей Эрлиш, Юлия Бурова, Андрей Гусев
Фильм рассказывает о разгоне мирной демонстрации в Новочеркасске в 1962 году. В центре сюжета оказывается ярая коммунистка Людмила, презирающая любые формы инакомыслия. Но ровно до того, как расстреливают протестующих сограждан, вышедших на улицы требовать положенную зарплату. Огромным ударом для героини становится и то, что ее дочь словно пропала в воздухе.
«Дорогие товарищи!» выглядят еще одним неожиданным поворотом в неоднородной фильмографии Кончаловского. От абстрактных фильмов-размышлений, снятых чуть ли не с позиции самого Бога и носящих соответствующие названия («Рай» и «Грех») — к строгому академическому и, что важнее, остросоциальному кино. Конечно, вряд ли сталинист-Кончаловский пытался отрефлексировать в «Дорогих товарищах!» современность и уж тем более не мог он знать, как события его фильма будут перекликаться с нынешним положением в Беларуси. Но искусство на то и искусство, что способно говорить о реальности даже сквозь тех авторов, которые сами к тому не стремились — если те достаточно чуткие.
Стоит смотреть, если:
— Хотите узнать действительно ужасающую историю Новочеркасского расстрела
Не стоит смотреть, если:
— Да что вы выдумываете, все хорошо было в Советском Союзе
Freaky / Дичь
Реж. Кристофер Лэндон, в главных ролях: Кэтрин Ньютон, Винс Вон, Алан Рак, Кэти Финнеран
Старшеклассница Милли становится жертвой знаменитого серийного маньяка (Винс Вон): после школы здоровяк валит ее на землю и пытается зарезать странным ножом. Не успев довести дело до конца и лишь задев плечо, он скрывается во тьме. Как окажется позже, его орудие убийства не просто странное, но еще и сверхъестественное. Если неправильно провести ритуал, произойдет обмен душами, и Милли, по злому стечению обстоятельств, наутро просыпается в теле неухоженного вонючего душегуба, которого ищут по всему городу.
Кристофер Лэндон («Счастливого дня смерти») продолжает поверхностного деконструировать слэшер. Раньше — через призму сюжета о дне сурка, теперь — вшивая в отмершую плоть поджанра комичную историю об обмене телами. Звучит это, как можно понять, куда задорнее, чем происходит на самом деле: в начале Винс Вон с невозмутимым лицом эффектно перережет парочку подростков, будет смешно изображать старшеклассницу, а ближе к финалу даже поцелуется с парнем (возможно, лучшая романтическая сцена 2020 года). Но между его появлениями успевает образоваться какой-то жанровый вакуум: от драматических эпизодов о смерти родителей до уже как 10 лет устаревшей репрезентации школы в кино с задирами, занудами и, конечно, инфлюенсерами.
Стоит смотреть, если:
- Еее, кровь, кишки, Винс Вон!
Не стоит смотреть, если:
- Лучше пересмотрю «Цыпочку»