Формально фестиваль «Окно в Европу» стартовал шестого августа, но, поскольку автор этих строк пока не нашел на алиэкспрессе телепорт, доползти до Выборга удалось только восьмого.
Точкой отсчета стала криминальная комедия «Суперплохие». Хотелось бы начать с сюжета, но нет сил, буквы отчаянно требуют не складывать их в таком порядке. Ладно, деваться некуда, пристегните ремни. Жизнерадостный кретин Дима проигрывает в покер приличную сумму, взятую взаймы у злодея с харизматичной лысиной, известного как дядя Витя (Александр Ревва, на удивление пластичный). Тот почему-то расстраивается, поэтому привязывает бедолагу к стулу, запихивает ему в рот носок, начинает говорить всякие мудрые фразы и ставить хорошую музыку на виниле. Дальше, вы не поверите, дядя Витя решает не убивать Диму, а отправляет его — да-да — отвезти клиенту пакет с кокаином. Излишне говорить, что все заканчивается пробитыми животами, всыпанием заветного порошка в тесто вместо муки и новыми интересными знакомствами.
Поскольку фильм ближе к финалу окончательно превращается в кокаиновую кашу с мясом, логичным образом отпадает всякое желание разбираться, кто в кого пальнул, кто кого хотел трахнуть, а также зачем и кому это нужно. Хотели как хуже и получили как хуже.
«Суперплохие» — бодрая, но довольно невыносимая попытка дать молодого Тарантино. Задача не то чтобы совсем уж неблагодарная, но, во-первых, как молодой Тарантино сейчас не снимает даже сам Тарантино (он давно уже вырос и дальше пошел), а во-вторых, чтобы пройти по этому канату над пропастью, нужно в совершенстве владеть искусством словесной магии. Здесь же шутки и диалоги, мягко говоря, не блещут; кроме того, половина актеров явно не могут вовремя сказать своей мимике стоп (кроме разве что Реввы и Чиповской, но их мало). Вместе с амфетаминовым монтажом и саундтреком из песен Тимати и нетленки «Двигай локтями» картина отсылает нас в старые недобрые времена, когда в России каждый второй хотел сделать собственных «Бешеных псов». Но ведь не повторяется такое никогда, лучше вовремя смириться и переключиться, не знаю, на кино про летающих котят, например.
Впрочем, этот сеанс был уравновешен следующим фильмом, «Зоологией» Ивана И. Твердовского (который «Класс коррекции»), спасибо ему за то, что он есть. Сюжет такой: женщина в годах (грандиозная Наталья Павленкова) живет ничем не примечательной жизнью ровно до тех пор, пока у нее не вырастает хвост. Не в порядке метафоры, а настоящий. И после этого everything is illuminated: у героини начинается роман с молодым врачом, она отрезает подол у юбки и пускается в пляс (и в порядке метафоры, и буквально). В общем, такой немножко сиквел «Сказки про темноту» Хомерики (по степени прозрачности кадра так уж точно), снятый немножко Ульрихом Зайдлем.
Надо бы, конечно, запретить применять слово «светлый» по отношению к кино, но тут и правда оно — светлая, прекрасная, жуткая картина, тоже невыносимая в какой-то степени, но скорее на уровне смыслов. Впрочем, она заслуживает отдельного разговора, так что мы к ней еще вернемся в формате отдельной рецензии.
Мария Ремига