Русское поле экспериментов: Как меня зовут, Василиса

Мария Ремига,

Еще в те далекие времена, когда вода была мокрой, трава зеленой, а наш сайт – мифическим существом вроде единорога, нас упрекали в том, что мы совсем не уделяем внимания русскому кино.

Так как достичь совершенства можно только методом проб и ошибок, мы решили воспользоваться пребыванием одного из наших админов в небольшом городе (заодно наказать его за лень и пьянство) и заставили его ходить в кино на все русские фильмы, которые будут попадаться под руку. И писать потом об этом. С чувством, толком, расстановкой.

Разумеется, русское кино не безнадежно и именно в этот год с ним случилось много прекрасных или, на худой конец, занятных вещей: триумф "Левиафана", всплеск "женского кино", ряд крепких авторских картин, Добрыгин у Корбайна снялся, в конце концов (нет, ну хорошо же, согласитесь). Однако каждый раз, покупая билет на русский фильм, вы либо сорвете джекпот, либо отправитесь в Ад. В принципе, так с любой картиной вообще, но с русским кино пока вероятность второго варианта все-таки выше. Если верить данным РБК, то пятая часть всех кинотеатров в России стала убыточной и произошло это не только потому, что винтовка - это праздник, рубль летит сами знаете куда. Часть вины лежит и на русских фильмах. Отечественное кино занимает почти половину экранного времени, но больших денег при этом не приносит.

Далеко не все города России могут похвастаться тем, что там под каждым кустом валяется премьера какого-нибудь Кроненберга и двадцать пять ретроспектив неонеореализма. В маленьких городах зачастую крутятся только блокбастеры и российское кино, изредка в репертуар залетает условный Вуди Аллен или условный Франсуа Озон. Конечно, в последнее время тенденция немного улучшилась, ныне воз уже не совсем там, однако бывают дни, когда голосовать рублем совсем не хочется. Но тут на помощь приходит слабоумие и отвага.

Вообще, начать свой крестовый поход я хотела с потенциально дивного фильма "Василиса", но на момент зарождения рубрики он еще не шел в прокате. Поэтому пришлось идти на "Как меня зовут" Нигины Сайфуллаевой. Скучная справка: фильм участвовал в программе "Кинотавра", претендовал на "Лучший дебют", но получил только специальный диплом с формулировкой "За легкое дыхание и художественную целостность". Диплом специальный и странный, но суть отражает – "Как меня зовут" действительно легкий и цельный. Сюжет там такой – две симпатичные девицы (одна кичится своей распутностью, у другой - грустные глаза), Оля и Саша, едут в Крым искать Сашиного отца. У порога Саша дико пугается перспективы заводить хоть какие-то отношения с блудным папой, и бойкая Оля решает, что "играть" дочку будет она. Ежу понятно, что ничем хорошим это закончиться не может, но, как ни странно, заканчивается все действительно хорошо. Сам по себе фильм довольно откровенный (ну секс там, рюмка водки на столе), но не пошлый, актрисы – замечательные обе, отца играет Константин Лавроненко – кто видел "Возращение", знает, на что он способен (но тут он даже круче). Фильм местами немного нарочитый, но ругать его совсем не хочется – да, по части реконструкции жизненных процессов Сайфуллаева все-таки не Гай Германика, зато у нее легкая режиссерская рука, и она умеет отбраковывать лишнее. Все занятные ракурсы, с которых можно рассматривать картину (Фрейд, драма взросления, конфликт поколения, эскапизм – там много всего намешано) уступают одному, самому простому и верному. В этом мире есть только одна вещь, которая бьет навылет и ради которой стоит преодолевать огромные расстояния, собственные предрассудки, себя самого, в конце концов. И что самое приятное – Сайфуллаева знает, что о ней лучше всего говорить как можно тише. Хоть Алупка, хоть Сочи, я тебя люблю, жаль, нельзя сказать короче.

Дабы окончательно не размякнуть, решила все-таки сходить на "Василису". Попутно изобрела универсальный способ проверить дружеские отношения на прочность. Если сомневаетесь в преданности товарища, позовите его на любой русский фильм с сомнительным слоганом и пафосным плакатом. Зовите страстно, зовите так, будто это вопрос жизни и смерти. Если откажется – задумайтесь. Вдруг надо будет вместе идти сквозь огонь, воду и медные трубы, а он и щебень-то пройти не смог.

"Василиса", значит. Режиссер – Антон Сиверс, до этого снял кучу частей "Каменской". В главной роли – Светлана Ходченкова. Сюжет: крестьянка влюбляется в дворянина, однако все, кому не лень, мешают их союзу, потом начинается война с армией Наполеона и становится вообще не до этого. Оставим для более подкованных в политике людей пропагандистский потенциал фильма и сосредоточимся на хлебе и зрелищах. Сценарий по старой доброй традиции смахивает на решето. Режиссер вначале обозначает много линий – кто-то беременеет, кто-то умирает и оставляет детей, но концы прячет в воду, и что стало с доброй половиной героев в итоге, мы не узнаем никогда. Ходченкова очень старается хорошо сыграть то ничего, что ей написали в сценарии (с такой же проблемой недавно столкнулась Лоуренс в "Серене"). На нее порой очень интересно смотреть, но она все-таки не, допустим, Акиньшина, чтобы сиять в независимости от качества материала в целом. Удивительно сняты бои, весь экшен примерно такого рода: белые зубы, глаза голубые, кудри по ветру, медленно летит снаряд, и тревожно в груди, и Наполеон такой молодой. Главная эротическая сцена происходит, разумеется, в траве, на переднем плане кусок дерева, два раза показывают голову и обнаженную шею Ходченковой, потом все уходит в расфокус. Если первая часть фильма смотрится более-менее бодро (потому что она, в основном, про любовь), то вторая превращается в кашу – к финалу уже плевать, кто там с кем в итоге будет, кто кого победил, и почему все эти люди так сильно таращат глаза. Плохой сценарий и сляпанных из палок персонажей могла бы спасти неподкупная энергия, горящие глаза режиссера, но тут очевидно, насколько всем участникам действия неинтересно то, что они делают. Непонятно, почему вдруг должно стать интересно зрителю. Война со всех сторон, а я опять влюблен, что ты будешь делать.

Мария Ремига