Что смотреть в месяц Прайда: Выбор «Открытых»

Июнь во всем мире считается месяцем Прайда и поддержки прав ЛГБТК+ сообщества. На старте лета издания пишут статьи о проблемах и достижениях комьюнити, бренды выпускают тематические коллекции, а селебрити записывают видео с вдохновляющими словами.

Мы попросили редакторок главного российского журнала о квир-культуре «Открытые» Анну Филиппову и Марию Лацинскую посоветовать пять фильмов, которые обязательно нужно посмотреть/пересмотреть, если вы хотите лучше понять, с чем вынуждены сталкиваться представителям ЛГБТК+ сообщества.

Также мы советуем вам подписаться на классный подкаст Маши, Ани и ее коллеги Кати «Давай съезжаться», и почитать нашу подборку выдающихся квир-фильмов последних двух лет.


Часы / The Hours
Реж. Стивен Долдри, в главных ролях: Джулианна Мур, Мэрил Стрип, Эд Харрис, Миранда Ричардсон, Клэр Дэйнс

IMG_0841

Неспешная и красивая экранизация романа «Часы» Майкла Каннингема — фильм хоть и не новый, но эмоциями и смыслами он будет актуален еще долго. По крайней мере, столько, сколько люди будут задумываться о лучших моментах прошлого и предчувствовать смерть.

Кино перемещает зрителя между тремя эпохами и судьбами трех разных женщин (блистательное трио Николь Кидман, Джулианны Мур и Мэрил Стрип) — все они в большей или меньшей степени связаны с романом «Миссис Дэллоуэй» Вирджинии Вулф.

Работа великой британской писательницы выбрана не случайно — не только из-за Танатоса, который в центре сюжета (если сюжет как таковой вообще есть в потоке сознания), но и, конечно, Эроса. В том числе гомосексуального характера. Но, как и в романе Вулф, в «Часах» тема таких отношений не стоит на первом плане, а только проходит через весь фильм.

«Часы» — тот редкий случай, когда фильм не хуже книги. Идеальное кино, чтобы задуматься о жизни, смерти и тонкой грани между ними.

Мария Лацинская


Связь / Bound
Реж. Лана Вачовски, Лилли Вачовски, в главных ролях: Дженнифер Тилли, Джина Гершон, Джо Пантольяно, Джон П. Райан, Кристофер Мелони

IMG_0844

Во времена, когда картину про лесбиянок можно было снять, только замаскировав ее под нуар, Вачовски сняли такой нуар, который квир-гейзом (а тогда и понятия такого не было) может заткнуть за пояс любой современный фильм. Гангстерский сюжет, вокруг которого развивается лесбийская любовная история, в принципе самодостаточен, однако все внимание все равно приковано к Дженнифер Тилли и Джине Гершон.

Потрясающая по эстетичности эротическая сцена (где есть close-up на губы героинь: для него пришлось приобрести отдельную камеры за $10 000) — ради нее одной уже стоило бы смотреть фильм. У Тилли с Гершон случилась удивительная химия, и странно представить, что сначала они должны были играть роли друг друга (а потом поменялись местами) — настолько Гершон убедительна в роли маскулинной преступницы Корки, а Тилли — как femme fatale Вайолет. «Связь» — это разгон перед грядущим безусловным шедевром, «Матрицей», и многие визуальные приемы были обкатаны Вачовски именно на этом фильме.

Анна Филиппова


Молитвы за Бобби / Prayers for Bobby
Реж. Рассел Малкэй, в главных ролях: Сигурни Уивер, Генри Черни, Райан Келли
Дэн Уэллс, Остин Николс

IMG_0851

Классический фильм, который почему-то стали забывать. Это накаленная докудрама, которую в 2009 году в США сразу показали по телевизору, миновав кинопрокат. Сюжет прост: консервативная и религиозная мать (Сигурни Уивер) доводит своего гомосексуального сына (Райан Келли) до депрессии, а потом и до самоубийства. Знак равенства между ее поведением и смертью сына тут не ставится, но то, что вела она себя некорректно, подразумевается. Ее никто не винит, зато она сама себя заживо съесть готова.

Почти в библейском порыве она кается и встает на путь исправления: не только прощает сына и себя, но и становится активисткой движения PELAG (движение родителей гомосексуальных детей) и даже выступает против церкви: мол, перестаньте убивать наших детей, — своими проповедями или нашими руками.

Анна Филиппова


Тельма и Луиза / Thelma & Louise
Реж. Ридли Скотт, в главных ролях: Сьюзен Сарандон, Джина Дэвис, Харви Кейтель, Майкл Мэдсен

IMG_0854

Сьюзен Сарандон и Джина Дэвис — одна из самых красивых (неслучившихся) пар киноэкрана. В фильме нет ни одного гомосексуального поцелуя и даже намека на таковой (если уж на то пошло, эротической кульминацией стало появление молодого Брэда Питта с оголенным торсом), однако считать его квирным есть все основания: настолько осязаемый вайб sister love там присутствует.

Дело, конечно, не в эросе, а в том, что «Тельма и Луиза» — это escape movie о спасении двух женщин, пусть и таком радикальном (практически дзюнси — японское ритуальное самоубийство вдвоем). Они сбегают из дома, где небезопасно находиться, из жизни, где нет надежды на лучшее, из бара, где им грозит физическое насилие. У этого побега нет логичного завершения, потому что из ада сбежать нельзя. «Тельма и Луиза» — яркая метафора о положении и самоощущении женщин в современном мироустройстве. Фильм, у которого мог быть только один конец — плохой.

Анна Филиппова


Харви Милк / Milk
Реж. Гас Ван Сент, в главных ролях: Шон Пенн, Джош Бролин, Джеймс Франко, Виктор Гарбер, Дэнис О’Хэр

IMG_0857

Продюсер фильма Брюс Коэн рассказывал, что когда они с режиссером Гасом Ван Сентом отправились на поиск локаций для съемок, то привлекли внимание толпы подростков, которые узнали киношников. Те подошли и спросили, что за фильм они снимают? «Фильм о Харви Милке». «Харви Милке?» Ирония заключалась в том, что в этот момент Ван Сент и группа находились на площади Харви Милка в Сан-Франциско. Проходящие мимо подростки даже не подозревали о том, кто это. У Коэна и Ван Сента появился еще один резон снимать фильм.

2008-2009 годы стали переломными для ЛГБТ-движения: реакционные силы стали сопротивляться с двойным упорством и пролоббировали ряд гомофобных поправок. В какой-то степени «Харви Милк» (главную роль сыграл Шон Пенн) стал фильмом-манифестом: да, отвоеванное можно потерять, но именно поэтому нельзя останавливаться ни на час и бороться всегда, каждый день, всю оставшуюся жизнь. Победа никогда не бывает окончательной, и Милк, отдавший жизнь за то, чтобы стать первым открытым геем-политиком в США, знал об этом как никто другой.

Анна Филиппова