NYFF 54: «Затерянный город Z»

Катя Карслиди,

Затерянный город Z / The Lost City of Z
Режиссер: Джеймс Грэй
В главных ролях: Чарли Ханнэм, Сиенна Миллер, Роберт Паттинсон, Том Холланд

В 1906 году полковник Перси Фоссет (Ханнэм) получил задание от Королевского Географического сообщества – отправиться в непроходимые местности между Бразилией и Боливией, чтобы начертить карту местности. Миссия опасная, но очень важная не только для человечества, но и для самого Фоссета: его отец был алкоголиком и подпортил свою репутацию в обществе, поэтому Перси всеми силами старался вернуть честь своей семье. Оставив в городе красавицу жену по имени Нина (Миллер) и маленького сына, Фоссет отправился в путешествие в сопровождении помощника Генри Костина (Паттинсон). В лесах Боливии они нашли следы цивилизации, и Фоссет, вернувшись в Великобританию, решил собрать исследовательскую группу, чтобы отправиться на поиски некого затерянного города Z, о котором слышал от дикарей. Непреодолимое желание приключений и открытий, подогретое спорами с коллегами, утверждающими, что никакого города Z не существует, переросло в одержимость, преследующую Фоссета всю оставшуюся жизнь.

Мы не устаём повторять, что Джеймс Грэй – один из лучших режиссёров нашего времени, хотя до многих эта информация доходит с опозданием. Например, критики невзлюбили триллер «Хозяева ночи», премьера которого состоялась на Каннском кинофестивале, но после выхода «Любовников» резко поменяли своё отношение к творчеству режиссёра. Волшебство его фильмов заключается в сложном и многоуровневом внутреннем конфликте героев, который не требует словесной обёртки. Всё понятно и так, зритель легко улавливает настроение персонажа, разделяя его переживания и проживая вместе с ним каждый момент. Грубо говоря, Джеймс Грэй где-то дома прячет пояс чемпиона мира по зубодробительной драме, и мы все об этом знаем.

«Затерянный город Z» визуально безупречен, и остальное приданое при нем: захватывающий сюжет, харизматичные персонажи, любимые коричневые тона, борода Роберта Паттинсона. Но то самое хвалёное волшебство отсутствует, поэтому людям, которые хорошо знакомы с его предыдущими работами, придется постоянно бороться с чувством, будто хочешь очень глубоко нырнуть, но стоишь на мели. Сюжет не требует вдумчивого просмотра, поскольку не выходит за рамки стандартного приключенческого фильма, что само по себе не так уж плохо, но в данном случае неожиданно. Так выглядел бы «Агирре, гнев Божий», если бы его снял Стивен Спилберг. Мотивация главного героя доносится до зрителя из уст второстепенных персонажей, а его отношения с женой больше напоминают социальную рекламу, чем кино. Редко мелькающая на экране Сиенна Миллер прямым текстом произносит «я – сильная и независимая женщина», а потом рвётся в экспедицию со своим мужем. Вроде как и слова против не скажешь, потому что никто не оспаривает её сильные стороны, но звучит это все настолько искусственно и притянуто за тренды, что из временной петли до тебя доносится знаменитое «не верю» Станиславского.

Ко всему прочему, очень непривычно смотреть фильмы Грэя без Хоакина Феникса на первом плане, хотя кастинг у «Города Z» феерический во всех смыслах. Роберт Паттинсон превращается из человека-вампира в человека-хамелеона, без остатка растворяясь в своём персонаже. Кажется он давно уже искупил свои грехи за не самые удачные карьерные решения в прошлом и доказал миру, что может, когда захочет. Главное обаяние всей картины, конечно же, – Чарли Ханнэм, движущийся семимильными шагами к списку самых востребованных актеров Голливуда. Сиенна Миллер снова выдала мощный перформанс, но это уже традиция. Актёрам приходилось сталкиваться со всеми прелестями съемок в условиях дикой природы: проплывающие в двух метрах крокодилы, жуки, которые забираются в уши и обедают барабанными перепонками, разве что Вернер Херцог не грозился никого убить в случае неповиновения режиссёру. Нужно отдать должное отважной съёмочной группе, которая точно надолго запомнит это приключение.

«Затерянный город Z» – проект очень амбициозный; скорее всего он достучится до большего количества людей, чем предыдущие работы режиссёра. Но по наполнению, к сожалению, это пока что самый слабый фильм Джеймса Грэя.

Катерина Карслиди