Говорит Германика: Как устроен фильм «Мысленный волк» — словами автора

Мария Ремига,

В прокате — «Мысленный волк», третий полнометражный фильм Валерии Гай Германики по сценарию Юрия Арабова. Картина рассказывает историю матери (Юлия Высоцких) и дочери (Лиза Климова): мать с замашками усталой рок-звезды живет на хуторе с говорящим названием Небывалое, к ней приезжает дочка с внуком наперевес и тщетно пытается наладить контакт. Философская притча, которая прикидывается триллером (иногда и хоррором), без привычной операторской динамики и с мощным библейским подтекстом — не то, что, наверное, ожидаешь от человека, всю жизнь преимущественно снимавшего про напрасную юность.

В случае с Германикой никто не расскажет про фильм лучше нее самой, поэтому собрали избранные цитаты режиссера о своей работе.


Я было думала, что ничего артхауснее «Да и да» уже не сниму, но что-то опять пошло не так. «Мысленный волк» — очень артовое кино, переходная для меня фаза, интересная, я начинаю что-то осознавать про высокое искусство.

ff6cd9f766ebd968db129107a14319b0_ce_1245x777x0x26_cropped_960x600
Фото / Esquire

Я предельно ясно Юрию Арабовe изложила: мне надо, чтобы у меня две девушки шли из населенного пункта на хутор. Долго, до утра. А за ними шел волк. И я хочу сделать экзистенциальную драму с элементами метафизики, чтобы каждую секунду мы переживали их страх. Они не могут даже пописать отойти. Ни остановиться, ни побежать. Они его чувствуют, но они даже не могут обернуться, чтобы посмотреть на него, настолько это страшно, когда за тобой ночью идет волк. Такая была идея. Я ему объяснила, он сказал, что все понял, и вернулся со сценарием. Там уже ребенок появился, все так началось усложняться. Мы начали снимать. Потом зашли в какой-то тупик с этим проектом. Я сказала, что не буду больше этим заниматься, потому что в моем личном пространстве появилось много лишних людей, которые влезли туда. Мне в душу. Ну, а потом все наладилось, с божьей помощью.

0384f497dbfb4155a7a3a8e66efa
Фото / Kinopoisk

Мысленный волк — это достаточно устойчивый символ в христианстве, в других религиях это просто по-другому может называться. Но это сам образ мыслей, который допускает появление страха. Страх лишает тебя свободы, которая дана человеку изначально и которой он сам должен распоряжаться, в которой он должен жить, которую он должен понимать грамотно, которой он должен правильно распорядиться. Страх, когда ты его подпускаешь к себе, позволяет очень сильно вырасти этому волку, образу мыслей, направлению ума. И, естественно, ты тут же становишься неполноценным как человек.

Еще одна концепция фильма «Мысленный волк» — социальная. Кино как диссертация на тему отношений матери и дочери в постсоветском пространстве глазами Юрия Арабова. И немного моими. Нет, если какой‑то зритель придет и сможет воспринять только историю о маме с дочкой — пожалуйста, пусть он воспринимает для себя этот фильм именно так. Многие люди откликаются на то, что я делаю, и для них отношения матери и дочери будут близки, потому что это актуальная тема.

4ae6b7b842e86772e703e298584805ab5229fa2e
Фото / Kinopoisk

Это первое в моей карьере такое вертикальное кино, где человек находится между небом и землей. У человека есть выбор — идти за этим волком, пускать его в душу или нет. Здесь весь вопрос в намерении, но намерение это нашептывает дьявол. Да, они боятся его, но «там, где страх, места нет любви». Страх — самое мощное оружие темных сил, потому что, когда человек боится, он перестает доверять свету, уходит от Бога. Мысленный волк из животного физического превращается в метафизическое. Когда об этом рассказываешь, кажется, что фильм — какое-то безумие, но это не так, вот увидите! Кому-то это вообще покажется обычным триллером, причем довольно наивным.

--------------------02
Фото / Film.ru

«Мысленный волк» вообще не развлекательное кино, поэтому я хочу оказаться услышанной. Когда этого не происходит, я болею. Мне реально очень хреново. Иначе я с ума схожу от одиночества, как собака в депрессии, когда хозяин улетел, а она осталась одна и ждет. Это очень страшно. Хотя мне вот пишут иногда и говорят, что поняли. А я вижу, что они неискреннее говорят. И это все для того, чтобы приобщиться к чему-то таинственному. Но я-то знаю! А вот даже когда человек находится с собой в диалоге и думает — очень круто. Тогда он становится своим. Поэтому да, мне это очень важно.


Источники: InStyle, РБК Стиль,Искусство кино, Афиша Daily, Kinopoisk, The Village.