«Послание к человеку»: «Лоро»

Оля Смолина,

Loro / Лоро
Режиссер: Паоло Соррентино
В главных ролях: Тони Сервилло, Елена София Риччи, Риккардо Скамарчо, Касия Смутняк
Дата премьеры в РФ: 25 октября

На фестивале «Послание к человеку» в Санкт-Петербурге прошел эксклюзивный показ нового фильма Паоло Соррентино «Лоро». В центре сюжета — Сильвио Берлускони, одна из самых неоднозначных фигур в итальянской политике.

Сам Соррентино в беседе с журналистами признался, что искренне симпатизирует бывшему итальянскому премьеру, за что его на родине не очень любят. К счастью, общественная сторона жизни эпатажного политика в фильме почти не показана: режиссер решил опустить закулисные интриги и бесконечные дебаты с либералами, сфокусировавшись на личности Берлускони и его отношениях с супругой Вероникой Ларио.

Плавными движениями камера Луки Бигацци возвращает нас в далекий 2006 год — мир Берлускони (Тони Сервилло) трещит по швам: старость подкралась незаметно, карьера переживает не лучшие времена, с женой тоже все не слава богу. Где-то на другом побережье Италии прожигатель жизни Серджио (Риккардо Скамарчо) устраивает вечеринки в лучших традициях «Волка с Уолл-стрит» и жаждет стать частью мира Берлускони. Отобрав лучших девушек страны, он отправляется в Рим, чтобы осуществить задуманное.

О своем желании снять картину, посвященную жизни Сильвио Берлускони, Соррентино заявил еще в 2016 году. Однако уже через несколько месяцев высказал мнение, что «возможно, не сможет снять этот фильм так, как хочет». И, тем не менее, режиссер никогда не планировал критиковать деятельность итальянского политика. В первую очередь он хотел «показать жизнь современных итальянцев», погрязших в богатстве, роскоши и лоске. Не зря ведь фильм получил название «Лоро», что с итальянского переводится как «Они» или «золото» (l'oro).

loro-2-photo

Герой Берлускони, как и Соррентино, критикует итальянское общество, но делает это менее тонко. По его словам, «умственные способности среднестатистического итальянца не выше средних». При этом политик не упустит случая напомнить, что только благодаря собственным усилиям стал богатым и знаменитым. И все же герой Берлускони ничем не лучше своего народа, уверяет Соррентино. Он, как и все, медленно тонет в пучине разврата, разрушая все самое ценное, что у него было. Темы уродства и вульгарности современной Италии прослеживаются и в других фильмах Соррентино — «Молодость», «Великая красота». Что-то подобное когда-то делал великий Феллини, но под другую музыку.

MV5BNTYyMGQ5YWQtNTRkMi00ZWY4LThlZjItZTQ5MTBmZDMzNGFkXkEyXkFqcGdeQXVyMzIwNDY4NDI@.V1

И все же главная трагедия Берлускони — затянувшийся кризис среднего возраста — безжалостно блекнет на фоне бесконечного аттракциона голых тел, красивых лиц и ярких пейзажей. Головокружительный темп, заданный в «Лоро» в самом начале, резко тормозит, обращая внимание зрителей на личность главного героя. Через длинные диалоги и монологи Соррентино пытается убедить нас, что политик, как ни странно, не лишен положительных качеств. Однако за резиновой маской, натянутой на Сервилло вместо лица, их почти не разглядеть.