Продолжаем серию рецензий о фильмах с бельгийцем Маттиасом Шонартсом, сегодня на повестке дня — «Маленький хаос» Алана Рикмана. Фильм был представлен на Лондонском кинофестивале еще в октябре, но в мировой прокат (Россия пока вне игры) вышел только сейчас, и это к лучшему: на фоне «Бердмена» и «Игры в имитацию» картина затерялась бы, а она явно стоит того, чтобы на нее обратили внимание — тут есть на что посмотреть.
Сабин, талантливый садостроитель, или, как сейчас принято — ландшафтный дизайнер, мечтает о том, как однажды спроектирует что-то грандиозное. Ее мечты сбываются достаточно скоро, когда она узнает, что Луи XIV ищет человека, который сможет создать нечто особенное для Версаля. Работу, она, понятное дело, не получает, ведь не женское это дело —...да что угодно не женское дело, феминизм еще не изобрели. Но другой талантливый садостроитель — Андрэ, приближенный короля, проникается чертежами Сабин, но еще больше ее волнующими формами, и берется за строительство Версаля. Сабин — вдова, красавица, за словом в карман не лезет, страдает от ночных кошмаров и ищет того, кто будет «согревать ее ночами» (прямая цитата!), а Андрэ устал от своей старой, скучной и худощавой жены — дальше и так понятно.
«Маленький хаос» является доказательством того, что Алан Рикман умеет не только играть злодеев с идеальной артикуляцией, но и снимать качественное кино, не используя свое лицо в кадре при каждом удобном случае. Несмотря на то, что самую значимую во всех смыслах роль Алан все равно оставляет себе — он играет короля (хотя, скорее, главный голос Англии играет сам себя) — фильм не пестрит кадрами с Аланом, как можно было бы ожидать. Как и положено королю, на экране он появляется редко, но устраивает из этого целое представление. Иронии Рикману тоже не занимать — играя Луи XIV, Алан не пытается изобразить правителя статным и серьёзным, наоборот — высмеивает королевские замашки, очень тонко, но смешно, и в некоторые моменты это выглядит, как сатира на нынешнюю британскую королевскую семью.
Кейт Уинслет, которой досталась главная роль, все еще остается английской розой, но, к счастью, совсем не похожа на Розу, которая принесла ей всемирную известность. Кейт играет сильную женщину с удивительным изяществом, не скатываясь в эдакую железную леди эпохи барокко, и обилие напомаженных женщин и мужчин в напудренных париках только выставляет Уинслет в еще более выигрышном свете. В противовес ей на экране всегда мельтешит Стэнли Туччи, который уже никогда не отделается от роли эксцентричных мужчин, но даже на фоне общего версальского бардака Туччи сильно выделяется. По традиции, персонаж Туччи — гей, куда без этого. И, конечно же, ради чего и смотрелся фильм — на экране снова блистает Маттиас Шонартс. Актер потратил много времени на мастерство говорить с британским акцентом, однако на фоне Алана Рикмана даже чистокровные британцы звучат смешно, и, к сожалению, Маттиаса тоже постигла эта участь — но сценаристы решили проблему, написав всего один диалог для этих двух. Также сценаристы не поскупились на постельные сцены, актуально для тех, кто, как и автор статьи, ходит на фильмы с одной целью.
Все, что зритель знал о Франции эпохи бесчисленных Луи обычно основывалось на фильме Софии Копполы, но «Маленький хаос» очень сильно контрастирует с картиной о Марии-Антуанетте. Здесь гораздо больше уделяют внимания чувствам (и чувствительности, ха), но все равно эксплуатируют уже немного заезженную идею о том, что настоящей любви не страшно классовое разделение и что настоящий мужчина — это тот, который спасет тебя, если ты идешь ко дну, в прямом и переносном смыслах. По сути, идея обыгрывается та же, что и во «Французской сюите», только Маттиасу дали парик и сменили объект обожания на Кейт Уинслет. Но фильм делает качественным как раз то, что любовная история здесь — не главное блюдо, фильм посвящен тому, кто такая сильная женщина и почему ей так тяжело.
Фильм оставляет приятное ощущение после просмотра, и дело даже не в пресловутом хэппи-энде, а скорее в том, что, наконец-то, сняли кино про женщину в мужском мире, не сделав из главной героини посмешище, как это обычно бывает. И «Маленький хаос», скорее всего, не станет следующим большим фильмом о феминизме, не для этого его снимали, а просто останется хорошей картиной, которую стоит посмотреть. А иногда и этого достаточно.