«Кинотавр-2020»: Выбор редакции

Совсем недавно в Сочи отгремел «Кинотавр». Впервые в истории фестиваля главный приз получил якутский фильм («Пугало»), что, конечно, не может не радовать. За судьбой каких картин еще стоит следить — в нашей подборке, где нашлось место и короткому метру.


Хандра
реж. Алексей Камынин

80949
Кадр из фильма

«Хандра» Алексея Камынина (автора странной мелодрамы «Ложь или действие» с элементами детектива) — задорная комедия для/про друзей, снятая с дебютантским напором. Камера берет безумные ракурсы, сюжет нещадно плюет на все правила драматургии, а специфичный юмор создателей позволяет шутить на любые темы российской действительности: от поиска закладок до проблем отечественного кинематографа.

Неровный, но искренний эксперимент в рамках собственной фильмографии, цель которого — сменить мрачность жанровых работ на простодушность комедии о своей юности. У этого кино будет много противников, но от нехватки поклонников оно точно страдать не должно.


Бубен Верхнего мира
реж. Сергей Годин

maxresdefault-1
Кадр из фильма

Неожиданно удачная экранизация одноименного рассказа Пелевина. Две девушки в сопровождении шаманки отправляются на поиски немецкого истребителя, сбитого еще во времена Второй мировой. Цель — выдать замуж одну из барышень за воскресшего немца с последующим трансфером в Европу.

В руках Година пелевинская история трансформируется и в хоррор, и в слэпстик, и, наконец, в чувственную мелодраму о любви вопреки времени. Причем поставленную по всем жанровым стандартам: с ощущением пластики ужасов (которым всегда были свойственны изобретательные практические эффекты), и с тонким чувством юмора.


Глубже
реж. Михаил Сегал

7eb4ddcd6522ff8455e0e6898a2e2e38
Кадр из фильма

Гениального театрального режиссера Романа (Александр Паль) выгоняют с работы за слишком щепетильный и академический подход к постановке, неспособный приносить деньги. Вместо него берут более понятного Хачатряна (Антон Лапенко), превращающего чеховские пьесы в пошлый зрительский балаган, а уволенный горе-демиург пытается прожить на микрозаймы и скромную зарплату преподавателя в школьном кружке. Случайно встретив Романа в кофейне, его старый друг-театрал Андрей (Денис Васильев) предлагает постановщику прибыльную подработку — режиссуру фильмов для взрослых. Дотошный постановщик воспринимает халтуру слишком серьезно и превращает заурядную эротику в настоящее искусство, которое позже назовут «глубоким русским порно».

Сегал и раньше работал с бытовым абсурдизмом, но в «Глубже!» всякое бытовое разрастается чуть ли не до общемирового, глобального. Роман моментально оказывается на прицеле у государственных структур, которые зовут его ставить новостные шоу и театральные порно-постановки. Пока кино работает в рамках камерного ироничного бэкстейджа со съемок суровой русской эротики, где режиссер-идеалист пытается создать сложные характеры и сюжеты, «Глубже!» смотрится собраннее. Однако именно резкий скачок от мета-комментария на тему кинематографа к вопросу морального выбора творца не дает картине превратиться в подобие затянутой короткометражки.


Скажи ей
реж. Александр Молочников

AAACJD6Bafs2fCHihhJDTKXHC0uqueTunEREEmmWAnv0lH0j5xFGCr19Mv5ZfckZNXFMZ5P1i32WjeJSkgyO9uPqQe8
Кадр из фильма

После дебютных «Мифов», которые были странной и не очень удачной постмодернистской шуткой о современном российском шоу-бизнесе, странно было видеть, что Александр Молочников полностью сменил вектор своего творчества. «Скажи ей» — это очень личное для режиссера кино, в котором он рассказывает про развод своих родителей. Отец — питерский школьный учитель, любящий, но иногда страдающий вспышками агрессии; мать — тоже любящая, но пытающаяся увести сына в США вслед за своей новой любовью.

«Скажи ей», впрочем, не только в сюжетном смысле отправляется в Америку. Фильм и стилистически больше напоминает сандэновские инди-драмы: в частности, «Дикую жизнь» Пола Дано и «Середину 90-х» Джоны Хилла. При этом в эпигонстве Молочникова едва ли можно обвинить — верится, что эта оптика ему действительно ближе, да и истории о ребенке-билингве она очень кстати.


Человек из Подольска
реж. Семен Серзин

IMG_8782-scaled
Кадр из фильма

Заурядный парень Коля, работающий в Москве, пытается уехать домой в Подольск, но прямо на вокзале попадает в лапы местных полицейских. Те, не церемонясь и не объясняя, в чем его вина, везут героя в участок, чтобы устроить жесткий блиц. Из главного: «В каком году его малая родина обрела статус города?», «Какое примерное население Подольска?» и много других странных вопросов, на которые, по уверению стражей порядка, Коля обязан знать ответы. Вместо открытых репрессивных мер полицейские начинают образовывать неуча, устраивая педагогические пляски, викторины и лекции об искусстве.

Выросший из абсурдистской пьесы, «Человек из Подольска» даже при всей своей камерности в рамках кино не выглядит еще одной необязательной адаптацией. Монтажной динамики здесь, конечно, немного, но именно в рамках фильма создателям удается сконструировать пространство паранойи и сюрреализма с изредка вклинивающимися неоном и перемоткой действия, будто бы позаимствованной у Ханеке. Кто-то уже успел сравнить картину с «Изображая жертву» Серебренникова, но парадокс «Человека из Подольска», думается, не столько в критике поколения, сколько в критике самой идеи национальной идентичности.


Показалось
реж. Байбулат Батуллин

bg
Кадр из фильма

Новая работа талантливого молодого режиссера Байбулата Батулинна (не добравшегося пока, к сожалению, до полных метров) — это ироничная пародия на типичную российскую социальную драму. По сути, одна большая и очень остроумная шутка, мастерски мимикрующая под эстетику условного «Дурака» Юрия Быкова.

У Батуллина главный герой (его играет Иван Добронравов) тоже сталкивается с большой угрозой для жителей его района и, разумеется, бездействием властей, которые не хотят порочить свое имя скандалами и разбирательствами. Вот только эта проблема — не какая-то трещина в доме, а огромная задница, непонятно откуда взявшаяся посреди двора. Абсурдная фабула работает лишь лучше от того, насколько (как бы) серьезно к ней относится фильм, в котором на заявление героя, что у него под окнами, простите, жопа, ему отвечают: «А у кого нет?».