Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, море выносит на берег тщедушное тело не то юноши, не то девушки, которая выглядит как юноша. На этом странном существе – минимум одежды: только штаны, кроссовки и наушники, сознание потеряно, документов нет. Он (кажется, все-таки он) тут же становится объектом внимания местного шерифа, который оттаскивает паренька подальше от берега и пытается понять, что же это вообще такое. Дело в том, что пришелец с неведомых берегов все время дрыгается под музыку, которая, кажется, играет у него в голове и умеет говорить только две фразы - «я - Каспар Хаузер» и «я хочу быть кавалеристом как мой отец».
«Легенда о Каспаре Хаузере» – классический «фильм для никого»: черно-белый, с вывернутыми наизнанку клише, с замечательным саундтреком, немного топорный и бесконечно красивый. В нем ни хрена непонятно, но понимать и не надо: надо просто наслаждаться происходящим на экране. На самом деле, в основе картины лежит одна из самых загадочных легенд XIX века - история про странного найденыша Каспара Хаузера, который непостижимым образом обнаружился в Нюрнберге, в Троицын день 1828 года. Ему дали прозвище «дитя Европы», но его происхождение и его смерть так и остались неразгаданными. Баварский король обещал нехилую награду тому, кто найдет ключ к этой тайне, но все попытки пролетели как кукушка над гнездом - ничего выяснять толком не удалось, кроме того, что с трех до шестнадцати лет Каспар жил в заточении, еду ему приносили, и контактов с миром людей он не имел.
Каспар умел говорить только две фразы – «не знаю» и «хочу быть кавалеристом как мой отец», что, конечно, ясности в положение никак не вносило. Народ считал Каспара наследным принцем баденского престола, похищенным из колыбели ("официально" он был мертв, а его трон занял узурпатор), однако стопроцентно верного ответа на вопрос, кто он такой, нет до сих пор. Вообще, это одна из самых классных историй в мире, в ней одно удовольствие копаться. Вернер Херцог в свое время сделал по ней один из своих лучших фильмов – «Каждый за себя, а Бог против всех». Но сегодня не о нем.
«Каспар Хаузер» Дэвида Манули – это такой диковинный арт-зверь, который резвится на выжженном поле вестерна. Внутри фильма работает какая-то странная логика, которой явно сломали ноги, дабы картина не могла прямо ходить. И вот ее то и дело клонит: то в философскую притчу, то в абсурдную комедию (с нее все и начинается – шериф в исполнении Винсента Галло устраивает разборки с собственным отражением в зеркале), то просто в какой-то шумный праздник непослушания (см. финал). Искать здесь смысл или, допустим, магистральную тему – немного мазохизм: можно в процессе разрубания концептов на куски обнаружить, что этот фильм сразу обо всем и ни о чем. Самый приятный вывод, который можно сделать после просмотра ленты, примерно такой: Бог – это диджей, но ему нет дела до того, какую музыку ставить, и понравится ли она людям. А у нас, у людей, выбора нет – приходится танцевать.
Мария Ремига