11 декабря родился Жан-Луи Трентиньян — великий французский актер, обладатель гипнотического взгляда, профессиональный разбиватель женских сердец и просто лучший человек на свете.
В честь этого мы погадали на его фильмографии и выбрали пять картин на свой вкус, ради которых можно вычеркнуть пару дней из своей жизни.
Trans-Europ-Express / Трансъевропейский экспресс, 1966
dir. Alain Robbe-Grillet
Запутанная картина про то, как Трентиньян в стильном плаще ходит туда-сюда. В буквальном смысле: фильм обретает форму прямо у нас на глазах, поскольку события на экране постоянно меняются по прихоти двух кинематографистов — режиссера (Ален Роб-Грийе) и продюсера (Сами Холфон), сидящих в купе экспресса Париж-Антверпен и сочиняющих замысловатую детективную историю, в которой есть место и сумрачной мистике, и холодноватой эротике.
Картина прекрасно работает сразу на нескольких уровнях: ее можно воспринимать как сюрреалистический триллер, можно как экспериментальную ленту, где нарушение логических связей наводит нас на мысль, что мы смотрим не просто кино, а случайно проникли в чей-то сон, а можно как остроумное высказывание о зыбкой природе кинематографа и о том, как легко режиссеру потерять контроль над собственным творением. Трентиньян здесь одновременно играет как бы себя и героя загадочного фильма, который рождается в головах у режиссера и продюсера, причем переключение с одного «персонажа» на другого происходит довольно резко. Фирменная невозмутимость, впрочем, всегда при нем.
Col cuore in gola / Запыхавшись, 1967
dir. Tinto Brass
Во всех смыслах вольная экранизация романа Серджио Донати «Гробница из бумаги» в формате порочного комикса. Сюжет прост: детектив Бернар (Жан-Луи Трентиньян) знакомится в клубе с ослепительно красивой блондинкой Джейн (Ева Олин) и намертво влюбляется в нее. В это время кто-то убивает владельца заведения, и начинается настоящий бардак. Парочка уезжает на квартиру к Джейн, однако чуть позже Бернар понимает, что девушка замешана в преступлении. А дальше, а дальше, а дальше ничего хорошего, но это неважно: в одном из своих первых фильмов мастер эротического кино Тинто Брасс, как ни странно, не слагает привычный нам гимн плоти, а наигрывает тонкую мелодию страсти: немного смерти, немного любви. Трентиньян, обычно не склонный к насыщенной актерской игре и берущий скорее нюансами, тут и вовсе бьет все рекорды по отстраненности, что идет картине только на пользу.
Il grande silenzio / Великое молчание, 1968
dir. Sergio Corbucci
Легендарный спагетти-вестерн, повлиявший на всех подряд: от Квентина Тарантино (в «Омерзительной восьмерке» масса отсылок к фильму Корбуччи) до братьев Коэн. Построенный по стандартной для такого кино схеме «благородный герой едет убивать засранца» «Молчание», тем не менее, меняет правила игры: убийственно мрачный финал фильма ломает классический принцип вестерна «справедливость побеждает зло».
Что касается простых радостей, то тут они тоже есть: главного засранца играет Клаус Кински, который, как известно, силен в жанре «убивать, убивать, убивать», а
Трентиньян в образе меткого стрелка без страха и упрека это вообще умри все живое (буквально). Есть также замечательный эпизод с превращением картошки в решето, увлекательное закидывание сигар в стаканы с алкоголем с целью выбесить Кински и даже нечто вроде эротической сцены. Важная деталь: Жан-Луи согласился сниматься в этой картине только при условии, что за весь фильм не произнесет ни слова.
Z / Дзета, 1969
dir. Costa-Gavras
Стремительный и виртуозный политический детектив, основанный на одноименном романе Василиса Василикоса. Без пяти минут идеальное кино: четко структурированное, захватывающее, снятое с каким-то особым драйвом. В центре сюжета — некая средиземноморская страна, в которой накануне выборов убивают лидера протестующего большинства, авторитетного доктора и олимпийского чемпиона. Правящая верхушка стремительно заметает следы, пытаясь представить все как несчастный случай, однако за расследование дела берется принципиальный следователь в темных очках (Трентиньян), который явно не собирается идти на поводу у преступников.
Дополнительную глубину картине придает тот факт, что все описанные в нем события имели место быть в реальности: в 1960-х годах Грецию действительно лихорадило от политической гонки, в ходе который погиб депутат от Единой демократической левой партии Григорис Ламбракис. У этой истории совершенно невероятный финал, однако, чтобы не портить вам удовольствие, обойдемся без спойлеров, лишь посоветуем не пропускать титры в конце: там упоминается Лев Толстой, мини-юбки и сиртаки.
Regarde les hommes tomber / Смотри, как падают люди, 1994
dir. Jacques Audiard
Режиссерский дебют Жака Одиара, в котором уже просматривается его фирменный подход к жанру с арт-стороны (в данном случае это гибрид триллера с роад-муви). Немолодой коммивояжер после того, как его друга-полицейского подстрелили и ввели в кому, начинает поиски виноватых. Перекрестной линией к этой ветке идет история мелкого бандита Маркса и его молодого приспешника Джонни, которых судьба-жестянка по вине Маркса вынуждает заняться убийствами по найму. Ну, как вынуждает, — Джонни бы и распрощаться по-хорошему со своим товарищем, но он оказывается глубоко привязанным к нему лично, как ребенок (или иначе?). Трентиньян здесь выступает в необычном для него амплуа шантрапы, неприятного, но очень харизматичного деда, использующего свою трость чаще как Алекс из «Заводного апельсина», нежели по назначению.
А теперь — танцы: