Идеальная жизнь одиннадцатилетней Райли рушится в мгновение, когда ее отцу пришлось перевести семью из Миннесоты в Сан-Франциско be sure to wear some flowers on your head из-за работы. Теперь она живет в ужасном доме, далеко от всех своих друзей, в школе все плохо, а родители ее не понимают, ведь у Райли пубертатный период: весь мир враждебен к тебе, а ты в ответ враждебен к миру. Но главная героиня в мультфильме «Головоломка» вовсе не эта бойкая девчушка. Главными героями тут являются Радость, Грусть, Страх, Гнев и Брезгливость. Студии Pixar мало было антропоморфизировать машины, игрушки и роботов: теперь и у ваших эмоций тоже есть чувства (интересно, есть ли у эмоций эмоции? Мечтают ли они об эмоциоовцах?). А из окна своей квартиры/офиса в сознании Райли они видят черты характера в виде фантасмагорических сооружений (не пугайтесь, если у вас появится импульс создать инсталляцию в лучших традициях MoMA после просмотра) и хранилище воспоминаний.
Эмоции управляют Райли, создают и коллекционируют ее воспоминания. Заправляет всем Радость, которая хоть и пытается жить со всеми дружно, но все равно предвзято относится к Грусти из-за деструктивного потенциала оной. Радость видит в Грусти одни лишь проблемы. Но с переменами во внешней жизни Райли лидер пятерки теряет контроль и не успевает следить за всеми действиями Грусти. И, пытаясь от нее избавиться, сама изгоняет не только «источник неприятностей», но и себя саму в хранилище воспоминаний. Теперь мир внутри Райли начинает буквально разрушаться.
Сама идея не нова: нечто подобное пытались воплотить еще в начале 90-х в ситкоме «Голова Германа». Но скажем честно, кто помнит о нем сейчас? Да и для жалоб об отсутствии оригинальности выбран явно не тот год (бросаем беглый взгляд на календарь премьер и вздыхаем от «Мира юрского периода», «Терминатора простигосподи Генезиса» и прочих «Звездных войн»). Нельзя сказать, что и в мультипликационной форме такое сделано впервые, если вы помните о мультсериале про лейкоцит и пилюлю, но впервые это воплощено настолько интересно и качественно. Pixar смогли соединить все лучшее, что было в их предыдущих фильмах, не превратив в кашу. Скучно не будет, хоть временами и проскальзывает мысль, что просто выведена и эксплуатируется формула студийных воротил, у которых есть памятка с указаниями, сколько раз зритель должен поплакать и посмеяться в течение полутора часов.
Несмотря на обилие абсолютно детских глуповатых гэгов, тут полно и относительно тонких шуток, которые поймет только более-менее взрослый человек. Одной из них является «Фабрика снов» — великолепная сатира на Голливуд и самая интересная локация в одиссее Радости и Грусти. Учись, Нолан, как надо сны показывать! Но самое главное заключается в том, что это напоминание (а для кого-то и откровение): нельзя всю жизнь быть радостным, хотя бы иногда важно и нужно грустить. Иметь смешанные или неприятные эмоции — обычная часть процесса взросления. Звучит так просто, но как же часто об этом забываешь.