In the Middle of Nowhere

Рита Синютина,

Девушка ночью гуляет одна / A Girl Walks Home Alone at Night

Режиссёр: Ана Лили Амирпур

Сценарий: Ана Лили Амирпур

В ролях: Шейла Ванд, Араш Маранди, Маршалл Манеш, Можан Марно, Амин Наземзадех

Девушка ночью гуляет одна — звучит опасно, но в монохромном дебюте Аны Лили Амирпур проблемы сулят вовсе не вышеуказанной девушке. Любовь к поздним прогулкам для нее не просто блажь, а физиологическая необходимость, ведь она — вампир. В ее диету входят местные драгдилеры, подсаживающие проституток на иглу наркоманы и прочие маргиналы, так что бояться эту очаровательную даму в чадре стоит исключительно отпетым негодяям и отбросам общества. Порой Девушка (в фильме от ответа на вопрос про свое имя она постоянно увиливает, а в титрах ее величают не иначе как The Girl) может припугнуть подозрительного, вечно что-то замышляющего мальчика лет девяти и отобрать у него скейтборд, но это всего лишь, хоть и довольно сомнительный, высокоэффективный воспитательный метод («я постоянно слежу за тобой, веди себя хорошо» — эдакий Санта Клаус с клыками и без подарков). И вот, рассекая в ночи на одолженной без срока возврата роликовой доске, Девушка видит молодого человека в нетрезвом состоянии в костюме Дракулы wow, such irony. Араш тоже своего рода аутсайдер, так же обладающий клептоманскими наклонностями, местный Джеймс Дин (сходство не только во внешности и крутой «тачке» (’57 Thunderbird), но и в непокорном нраве и склонности к лихому авантюризму), так что интерес героев друг к другу — дело неизбежное.

Определить жанровую принадлежность фильма довольно сложно: тут вам и комедия, и хоррор, и микс из вестерна с нуаром, и даже отголоски графических романов Чарльза Бернса и Фрэнка Миллера (кстати, Ана Лили Амирпур также запустила комикс о приключениях Девушки). С работами последнего «Девушку» связывает тот факт, что место действия, город — полноправный персонаж, только здесь он называется не Sin City, а просто Гиблый — так честнее, да и криминальный мир с классовыми различиями не романтизируются, а преподносятся со всей сопутствующей безысходностью. Также Амирпур умышленно не привязывает город к какой-то конкретной стране: образ универсальный — свой Гиблый может быть в любом государстве. И пусть вас не обманывает то, что герои говорят на фарси — съемочная локация находится в Калифорнии.

Сейчас сложно говорить о вампирском кино, не упоминая «Выживут только любовники» (если, конечно, речь не идет о фильмам по лекалу «Сумерек» и прочих «Академий кровососущих»). Хоть и «Девушка гуляет ночью одна» стилистически ближе к ранним работам Джармуша, некоторые параллели провести можно: тут и Детройт — Гиблый, и похожие концовки mild spoiler! c побегом из основного места действия, и одна музыка на двоих у главных героев (убиенный Девушкой самым жестоким способом так вообще слушал какой-то невразумительный выкидыш клубного техно — одно это является веским поводом для анафемы). Но что-то у новичка Амирпур, возможно, вышло лучше, чем у ветерана кинематографа (ваше согласие или несогласие в данном случае — дело личных предпочтений): свежесть взгляда позволила ей обойтись без громад наваливающихся друг на друга отсылок и ультимативных приговоров человечеству.

Рита Синютина