Писатель Герман Мелвилл, одержимый историей про огромного белого кита, наводившего страх на всех моряков, решает связаться с одним из членов экипажа корабля, который во время плавания столкнулся с этим животным. Согласно его рассказу, испытанный моряк, фермер по происхождению Оуэн Чейз со дня на день должен был получить повышение до капитана, но, так как у судоходной компании имелись дальновидные планы на их новый дорогостоящий корабль, они не могли отдать командование человеку из простой семьи. Из-за подобных предрассудков Оуэн был вынужден принять должность старпома под руководством Джорджа Полларда, капитана без опыта, но с уважаемой фамилией. Гонимый вперед обещанием привезти 3000 бочек китовьего жира, экипаж судна уходит все дальше в море, пока не встречает белого кита неестественно больших размеров.
Фильм возвращает нас во времена, когда для освещения городов приходилось убивать китов, а человек отважно выходил в открытое море на деревянном судне. Дух авантюризма, присущий той эпохе, требует от фильма зрелищности и флёра романтики, и «В сердце моря» может предоставить и то, и другое: захватывающие виды глубин океана восхищают и отпугивают одновременно; морские баталии сняты таким образом, что зрителя буквально трясет вместе с кораблем; моряки отважны и не унывают перед лицом невзгод. Так проходит первая часть фильма, ознаменованная темой человека-покорителя природы. Не успеваешь заметить, как во всех этих брызгах и качке картина преобразуется в классическое кино про выживание, где мир большой, а человек маленький, и вопросы жизни и смерти толкают на страшные поступки. Эта двухчастность — отражение идеи самоуверенного человечка, который решил, что может обуздать морскую стихию. Но ведь мы с вами это уже видели, и не раз.
Прекрасно понимая, что одной картинкой фильм не вытянешь, создатели прибегают к построению нескольких уровней конфликтов: писатель, который не видит своего творческого будущего без данной истории; моряк, одержимый призраками прошлого и страхом людского непонимания; конфликт сословий, в котором хорошему парню достаются все шишки; в конце концов, экипаж корабля, ведомый жаждой наживы, которая не приводит к добру. Но при таком разнообразии поднятых тем обходится стороной главная ветка — Оуэн Чейз vs. Белый Кит. Надо заметить, что кит в данной истории — это просто большое существо, которое нагоняет страх на человека, за ним не стоит мифологического или любого другого подтекста, и поэтому, когда мы полфильма наблюдаем за одержимостью человека этим китом и их буквальным противостоянием, в конце остается неясным, почему все заканчивается так, а не иначе. По крайней мере, для драмы про выживание, в которую все скатывается, это решение кажется странным и неуместным.
Актерский состав нужно упомянуть отдельно, потому что это редкий пример, когда взяли столько знакомых лиц и каждому нашли достойное применение. Из Криса Хемсворта получился идеальный китобой (актер, кстати, всегда выбирает себе посильные роли, что похвально); Бена Уишоу по печально сложившейся тенденции очень мало, но тем не менее из него вышел прекрасный писатель; Киллиан Мерфи, Пол Андерсон и прочие «матросы» выглядят так, будто их в действительности потаскало алкоголем и ветрами. В общем, в этом пестром коллективе каждый на своем месте.
Потенциал истории не использован полностью, но ее герои так отважны и стойки, а море так обманчиво манит своей бирюзой, что подобный недочет можно простить. Это не Герман Мелвилл, а скорее Жюль Верн, но кто сказал, что это плохо.
[Анастасия Муяссарова
](http://cinemaholics.ru/author/anastasiia)