Если вы родились в девяностые, Хелена Бонэм Картер, вероятно, лучше всего знакома вам как сумасшедшая, преданная Волдеморту ведьма Беллатриса Лестрейндж из «Гарри Поттера» или Черная Королева из «Алисы в Стране чудес». Некоторые, несомненно, вспомнят ее поразительную Марлу Сингер в «Бойцовском клубе» Дэвида Финчера или многочисленные работы с теперь уже бывшим партнером Тимом Бертоном, — в их число входят, к примеру, «Суини Тодд» и «Мрачные тени». А чего стоит ее превращение в королеву Елизавету в ленте «Король говорит!», которое принесло британской актрисе номинацию на «Оскар». За свою карьеру, начавшуюся очень рано, — в тринадцать лет — Бонэм Картер собрала огромный и впечатляющий список коллабораций.
Одной из последних работ актрисы на данный момент является роль в фильме номинанта на «Оскар» Жана-Пьера Жене «Невероятное путешествие мистера Спивета». Бонэм Картер, познакомившаяся с работами Жене благодаря сюрреалистичной комедии «Амели», говорит о режиссере следующее: «Его чувственность и эстетичность — это то, что я очень люблю, то, что меня всегда восхищало». Героиня Бонэм Картер, доктор Клер — мать троих детей, один из которых погибает в результате несчастного случая на семейной ферме в Монтане. Пока доктор Клер оплакивает смерть Лэйтона и работает над изучением эволюции жуков, ее младший сын, Т.С., обладающий аналитическим складом ума, получает из Смитсоновского института сообщение о награде за один из его проектов. Дальнейший сюжет фильма построен вокруг путешествия 10-летнего мальчика, который сбегает из дома, чтобы получить награду.
Следующее появление Бонэм Картер на экране состоится в фильме «Суфражистка», который выйдет в мировой прокат 7 октября 2015 года. Эта кинокартина станет возвращением актрисы к ролям в исторических лентах, первой из которых стала «Комната с видом» (1985). В роли сценариста картины выступил Эби Морган, известный читателю по фильмам «Стыд» и «Железная леди», режиссерское же кресло заняла обладательница премии BAFTA Сара Гаврон. Фильм повествует об отчаянной борьбе женщин за право принимать участие в выборах в конце XIX — начале XX вв. в Великобритании. В проекте, наряду с Бонэм Картер, приняли участие такие уважаемые актрисы, как Кэри Маллиган, Мэрил Стрип, Энн-Мэри Дафф и Натали Пресс.
Как получилось, что ты оказалась в проекте «Невероятное путешествие мистера Спивета»?
Я всегда любила «Амели» в частности и работы Жана-Пьера Жене в целом, и наш общий друг, визажист, который работает с ним, однажды намекнула, что Жене, возможно, напишет мне. И вот в моей почте появилось письмо, гласящее: «Я думаю о том, чтобы написать для тебя роль, ты бы хотела поработать со мной?» на что я ответила: «Ты шутишь? Даже если бы ты предложил мне изобразить телефонную книгу, я бы согласилась сыграть в любом фильме, каком только захочешь». На самом деле, я бы сама заплатила ему за работу со мной. Мечта сбылась, примерно спустя полтора года Жене прислал мне сценарий, и он показался мне очень простым.
Тебе, как матери двоих детей, было сложно вжиться в роль женщины, потерявшей ребенка и оставшейся воспитывать еще двоих, убитых горем?
Что ж, это часть моей профессии, но не могу сказать, что мне было комфортно работать в этом направлении. Ты молишься о том, чтобы самой никогда не пришлось испытать на себе подобные чувства. Мне нравится, что Жене не слишком сентиментален, поэтому фильм не стал излишне слезливым, и данная тема была затронута весьма деликатно.
Герои впадают в меланхолию, но у Т.С, кажется, неплохая хватка. Отношения доктора Клер с сыном уникальны: она поддерживает его стремление к науке, одновременно с этим пытается пережить смерть Лейтона и найти баланс между собственной научной работой и материнскими обязанностями. Как ты думаешь, есть ли шанс достигнуть этого баланса между работой, материнством и взаимоуважением с ребенком?
О, господи, всегда. У тебя есть дети?
Нет.
Если у тебя есть дети, ты всегда пытаешься найти этот баланс и никогда не находишь. Или находишь на мгновение, но потом осознаешь, что это была лишь иллюзия. Ты либо постоянно испытываешь чувство вины, посвящая себя работе и не уделяя время детям, либо... Я никогда не уделяла достаточно времени своим детям. Моя дочь сказала бы вам то же самое. Но я знаю, что должна работать, чтобы сохранить собственное душевное здоровье. В конце концов, им тоже нужно быть самостоятельными и уважать нужды своих родителей. Я считаю, что работа полезна для здоровья. Но гармонично сочетать все сферы жизни невероятно трудно, и я думаю, что это может получаться лишь время от времени.
Т.С., похоже, проводит много времени наедине с собой. Я думаю, что его мать - очень отрешенный человек. Доктор Клэр отрешена не только из-за своей скорби, но и просто ввиду своей природной материнской рассеянности. Она очень интеллектуальна, но живет в своём собственном мире. Т.С. — сын своей матери, он унаследовал от неё свой аналитический склад ума.
Каковы были твои мысли, когда ты в первый раз прочла сценарий «Суфражистки»?
Изначально моя роль была не слишком большой, и я подумала: «Вы должны её дописать!» [обе смеются]. И они дописали ее, но впоследствии снова обрезали. В одних картинах ты снимаешься ради своей роли, в других — ради важной мысли, которую фильм пытается донести, ради истории, которая должна быть рассказана. И это действительно та история, которая должна быть поведана миру, которая этого заслуживает. Она очень убедительна. Это было очень познавательно для меня — узнать о том, через что прошли женщины того времени, чтобы попытаться получить право голоса — это требовало самопожертвования, мужества и смелости. Доходило до таких крайностей, как голодовки и следующее за ними принудительное кормление; это была чуть ли не гражданская война.
О женском суфражистском движении снято не так много фильмов. Как ты думаешь, почему?
Я вообще сомневаюсь, что они были сняты... В 70-х в Англии был сериал под названием «Плечом к плечу», являвшийся гимном суфражисток, и заканчиваются отсылки к этой теме в кинематографе на матери в «Мэри Поппинс», но та выбирает безопасную сторону этого противостояния, и не последнюю роль здесь играет ее принадлежность к среднему классу. Именно узнав о суфражистках рабочего класса, об их участии в этом движении, я увидела ситуацию с совершенно нового ракурса.
Ты чувствовала давление, играя Эдит, из-за того, что она — исторический персонаж?
Нет, ведь в фильме содержится лишь отсылка к тому факту, что она являлась реальной фигурой. Изначально я должна была играть некую героиню по имени Кэролайн, но затем я узнала об Эдит Маргарет Гаррад, которая, обладая ростом 150 сантиметров, обучала суфражисток джиу-джитсу — в основном, самообороне — против полиции. Я многое позаимствовала у нее для создания образа Эдит, но огромное количество сцен с джиу-джитсу было вырезано в пользу сюжета. Но нет, я не чувствовала давления, потому что о ней, так или иначе, никто не знает. Она по-настоящему вдохновляющая героиня с удивительной историей: эта женщина, обладающая небольшим ростом, могла противостоять мужчинам, вес и рост которых вдвое превосходили ее собственные. Один из самых главных и глупых аргументов в пользу запрета женщинам голосовать на выборах: «Женщины не могут сражаться за свою страну». Они могут.
Я знаю, что роль Эдит имеет странное отношение к истории твоей семьи, ведь твой прадедушка Гербер Генри Асквит стал премьер-министром Великобритании в 1908 году.
Да, он был премьер-министром от Либеральной партии именно в тот отрезок времени, о котором рассказывается в фильме.
Я читала, что две суфражистки были арестованы за то, что разбили окна в его доме. Знала ли ты об этой связи до начала съемок?
Да, были женщины, которых приходилось арестовывать; были женщины, пытавшиеся совершить на него нападение; женщины, пытавшиеся похитить его дочь Вайлет, мою бабушку. Он считал, что атаки суфражисток были направлены лично против него — интересная точка зрения, которую я разделяла. И я была удивлена, узнав, что моя бабушка, очень удивительная женщина, не разделяла позицию суфражистского движения. Но потом я поняла, что семью задели те жестокие действия суфражисток — если на вас нападают женщины, представляющие конкретное движение, ваше отношение к нему изменится. Но я все же считаю, что с его стороны было, мягко говоря, очень глупо не делать все возможное для того, чтобы ускорить процесс получения женщинами избирательного права.
Эдит заявляет о необходимости совершать действия, а не рассуждать об изменениях, и борьба, показанная в этой картине, явно не из легких. Был ли напряженным съемочный процесс?
У нас случались бунты. Не настоящие бунты, конечно, но вот реальные драки были. В одной из них Энн-Мари Дафф получила травму. Когда во время восстания тебя сдерживает полиция, и ты кричишь: «Остановитесь», каскадер не понимает, что ты кричишь это не от имени своего персонажа. Это закончилось плачевно, но потом, к счастью, выяснилось, что ее повреждения не слишком серьезны. Это было очень необычно — находиться в центре драки, так как я никогда, конечно, не испытывала никакого физического насилия. Я выучила множество приемов джиу-джитсу, и это было весело. Так что съемочный процесс не был мирным, он был необычным. Я фактически выросла, занимаясь джиу-джиутсу.
Тебе нравилось это?
Да. Мне нравилось то, что ты можешь быть маленькой, ведь смысл этой борьбы заключается в использовании правильных движений и своих сильных сторон против грубой силы. Именно эту тактику ведения боя я и хотела показать зрителю. Мне кажется, именно в этом и заключалась мощь Эдит: не в грубой силе, а в мастерстве. Женщины на равных могут противостоять мужчинам.
Как начало актерской карьеры в столь раннем возрасте повлияло на твое самоощущение?
У меня были сильно развиты чувства независимости и самодостаточности. Мой отец был очень серьезно болен, когда мне было всего тринадцать. Родители всегда старались привить мне чувство уверенности в себе, и я чувствовала себя так, будто мне нечего терять. Игра — это, в каком-то смысле, побег от реальности, и я думаю, именно это меня привлекло, а потом начало кормить и помогало держаться... Мне действительно нравилось быть другими людьми, и казалось удивительным, что мне за это ещё и платят. [смеется].
Источник: Interview Magazine