What's up Dok: 10 важных фильмов фестиваля «ДОКер»

Мария Ремига,

С 3 по 8 апреля в Москве и (впервые) еще четырех городах нашей необъятной родины пройдет Международный фестиваль документального кино «ДОКер», чья программа обычно забита документалками высшей пробы с разных уголков планеты. В этом году по части качества без перемен, поэтому сон, понятно, отменяется. Если у вас есть время на строго лимитированное количество посещений фестиваля (юбилейного, к слову — в этом году ему исполняется пять лет), то в помощь вам летит наш лаконичный гид.

Полную программу фестиваля смотрите здесь.


Красивые вещи / Beautiful Things, 2017
dir. Giorgio Ferrero, Federico Biasin

-------------_still_17
Фото / ДОКер

Несмотря на тенденцию более разумно относиться к планете и не множить сущности без необходимости, мы все равно продолжаем жить в эпоху потребления. Шмотки, еда, гаджеты — дальше, дальше, дальше, и без лишних остановок. Итальянский режиссер Федерико Биазин и итальянский же композитор, режиссер и фотограф Джорджио Ферреро пытаются осмыслить этот бесконечный круговорот вещей в природе. Впервые фильм был представлен на 74-м Венецианском кинофестивале, где картине достался приз за лучший итальянский фильм от молодежного жюри до 26-ти лет.


Хозяин оленей / How Big Is the Galaxy?, 2018
реж. Ксения Елян

-------------_still_20
Фото / ДОКер

В качестве оператора Ксения Елян сняла такие жемчужины российской документалистики, как «Здорово и вечно» и «Мой друг Борис Немцов», а до этого училась у Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. «Хозяин оленей» — ее полновесный режиссерский дебют, по-северному сдержанное кино редкой визуальной (да и внутренней) красоты.

Фильм рассказывает о семье Жарковых, осколке долганской общины, где продолжают хранить традиции кочевой жизни. Дети в этой семье с ранних лет умеют управлять оленями и обладают навыками, о которых типичный городской житель даже не слышал. Но на крайнем севере Сибири их мучают все те же вопросы об устройстве мира, что терзают и заложников асфальтовых джунглей. Кроме прочего, «Хозяин оленей» — последний продюсерский проект Александра Расторгуева, гениального русского документалиста, одного из авторов фильма «Срок», трагически погибшего в прошлом году на съемках в ЦАР.


Yi bai nian hen zhang ma / Жизнь – это вера, 2018
dir. Xiao Han

--------------_still_2
Фото / ДОКер

Сяо Хан — хитмейкер от документалистики: его работы стабильно собирают ворох фестивальных наград и делают рекордно большую для такого рода кино кассу. «Жизнь это вера» не стала исключением. Новая картина мастера представляет собой тревожное переплетение историй двух семей из Северной и Южной провинций Китая, которых роднит общая моральная дилемма — спасение жизни больных детей, которое может стоить им слишком дорого.


Shisi ke ping guo / 14 яблок, 2018
dir. Midi Z

14------_still_7
Фото / ДОКер

Очень простой, лаконичный и поэтому пленительный фильм о трудностях духовного перехода. Бизнесмен Ван Синь Хун страдает бессонницей и по совету гадалки (так уж вышло) отказывается от всех благ цивилизации и уходит на 14 дней в буддистский монастырь. Там ему предстоит вести аскетичный образ жизни и есть по одному яблоку в день. Картина была представлена в программе «Форум» недавнего Берлинале.


Lapü / Лапю, 2019
dir. César Alejandro Jaimes, Juan Pablo Polanco

----_still_5

Продолжаем тему духовных путешествий и переносимся в пустыню Гуахира, где до сих пор обитает племя индейцев вайю. Этот свободолюбивый народ почти избежал испанского кнута и пряника (небольшая христианизация не в счет), сохранив свои обряды и традиции. Один из них — ритуал лапю.

Его суть заключается в том, что после того, как тело усопшего успокоится, снова нужно вынуть останки, очистить от плоти и повторно захоронить. Вместе с представительницей племени Дорис зритель проходит этот удивительный путь, пытаясь нащупать границу между жизнью и смертью, сном и явью, чтобы понять, насколько она на самом деле зыбкая. Фильм успел покататься по престижным смотрам, в числе которых «Сандэнс» и Берлинский кинофестиваль.


Trust Machine: The Story of Blockchain / Машина доверия: Страсти по блокчейну, 2018
dir. Alex Winter

--------------_still_3
Фото / ДОКер

А помните, был такой блокчейн? Криптолихорадка в одно время захлестнула весь свет, и казалось, что пленных не останется. Большинству людей, впрочем, пока что удобнее иметь дело с наличкой и банковскими переводами. Однако главный герой фильма, киберактивист и эксперт по блокчейну Лори Лав, готов показать всем и каждому, что за дивный новый мир скрывается за шелестом криптовалют. Поставил картину известный актер Алекс Уинтер («Новые приключения Билла и Теда»), который в последние годы увлечен вопросами развития информационных технологий и пристально изучает ее в своих крепко сбитых документальных работах.


People's Republic of Desire / Народная республика желания, 2018
dir. Hao Wu

image
Фото / THR

Значительная часть жизни современного человека проходит в сети, поэтому неудивительно, что заводить и развивать отношения многие тоже предпочитают именно там. О том, к чему это может привести, нам регулярно напоминает Чарли Брукер, дай ему Бог душевного здоровья. «Народная республика желания» выводит под софиты двух китайских звезд от стриминга, которым интернет подарил славу и миллионы поклонников, однако и отнять успел тоже немало. Возможна ли долгая счастливая жизнь в сети или вообще хоть в каком-то из доступных нам миров — главные герои отчаянно ищут ответ на этот вопрос.


AsexuaLOVE / Асексуальная любовь, 2018
dir. Eva Lammelová

-------------------_still_4
Фото / ДОКер

Сорок минут размышлений на актуальнейшую тему — нужен ли нам секс в эпоху тотального выгорания и постоянных гендерных революций. Главные герои фильма, Яна и Ондржей, не чувствуют в нем необходимости, и в этом нет ничего печального или, наоборот, обнадеживающего. Режиссер скорее напоминает нам, что главное для любого человека — личный психологический комфорт.


Love in the Time of Antidepressants / Любовь во времена антидепрессантов, 2018
dir. Paul Gallasch

----------------------------------_still_2
Фото / ДОКер

Если раньше о депрессии предпочитали молчать, а многие и вовсе не относились к ней как к серьезному заболеванию, то в последнее время все больше людей выходят из тени, честно рассказывая о своем недуге. И это, конечно, здорово. Начинающий документалист Пол Галлаш бескомпромиссно работает с этой неприятной темой, освещая две стороны черной медали: он говорит не только о тех, кто пытается выбраться из серотониновой ямы, но и об их близких, которым тоже бывает очень непросто.


Книга моря
реж. Алексей Вахрушев

A_18_Walrus-Hunt_3
Фото / ДОКер

Закроет фестиваль картина «Книга моря» — смесь документального кино и анимации. В художественном пласте нас ждет история морских охотников Чукотки, для которых добыча зверя определяет все их существование и помогает не терять связь с предками. В анимационном — причудливый миф о женщине, родившей кита.