До 2 июля в Москве проходит Международный кинофестиваль «Докер», где можно посмотреть док-хиты со всего мира. 40 фильмов из 25 стран, призеры и участники таких престижных смотров, как Роттердамский Кинофестиваль, Hot Docs, Visions du réel, CPH:DOX и другие. В общем, интересного много.
Несколько наших фаворитов:
Dogwatch / Дозор, 2022
реж. Грегорис Рентис
Основной конкурс
Doker
Poetic cinema про будни специальной береговой охраны, работающей вблизи сомалийского побережья. О том, что бывает с судами, которые попадают в лапы к местным пиратам, дополнительно рассказывать не нужно — см. фильм «Капитан Филлипс» или блестящие раследования журналиста Иэна Урбины. «Дозор», впрочем, концентрируется не на шок-контенте, а на рутине: после сокращения атак работники охраны столкнулись с новой проблемой — бездействием.
Это медленное, превосходно снятое кино (вспоминается, неожиданно, Клер Дени), где мало героического, но много занятно-бытового. Тренировки, разговоры, звонки близким — обычная жизнь, если не вспоминать, почему изначально эти люди здесь. И непонятно, что хуже: постоянная жизнь в опасности или вечная подготовка к встрече с врагом, который, кажется, никуда не торопится.
Natalia / Наталия, 2023
реж. Элизабет Мирзайе
Основной конкурс
Doker
Черно-белый фильм, где женщина проверяет на прочность свою веру в Бога. Нет, речь идет не о «Иде» Павликовского.
Плавная камера Элизабет Мирзайе фиксирует последние месяцы в светском мире девушки по имени Наталия, которая готовится стать монахиней в Католической церкви византийского отряда. Это непростое время, переходный период, когда сомнения по поводу своего выбора всё еще дают о себе знать. Это вообще фильм про выбор — и его последствия: Наталия отказывается от «земной» любви в пользу любви к Богу и неизвестно, стоит ли того эта жертва. Впрочем, религия подразумевает, что при жизни нам этого не узнать.
Destiny / Судьба, 2022
реж. Ясер Талеби
Основной конкурс
Doker
Еще один фильм о выборе женщины, но с другого ракурса: главная героиня, молодая иранка Сахар, ухаживает за болеющим отцом в деревне, однако хочет поступить в университет. Такой сюжет не сулит ничего ободряющего, но это неожиданно светлый фильм — здесь много любви, которая пробивается сквозь асфальт постоянных разногласий.
Эта любовь, впрочем, тот еще груз. Семья Сахар с одной стороны считает, что ей действительно нужно мечтать о чем-то великом, но с другой — не позволяет оставить отца. Мать Сахар умерла, и только ее голос со старой аудиокассеты просит беречь главу семейства. Девушка в конечном счете выбирает себя, но этот выбор — результат долгой и кропотливой работы, которая она проделывает (и это самое главное) вместе со своим отцом.
The Weight of Stillness / Груз безмолвия, 2023
реж. Мануэль Охеда
Короткий метр
Doker
В столярной мастерской Лоренцо пытается отремонтировать ветхий стул с историей. В это же время на другом конце города могильщик Мигель слышит из склепа настойчивое жужжание. Оказывается, за мертвыми (во всех смыслах) стенами каким-то чудом поселились пчелы и теперь их нужно освободить.
«Груз безмолвия» работает с самыми зыбкими, неосязаемыми темами — память, прошлое, смерть. И делает это тонко: здесь мало слов, зато хватает простых и красивых образов. Странные истории двух внимательных людей вдруг сплетаются в цельное полотно, и на пару мгновений можно поверить, что время разрушает не всё, а смерть можно немножко обмануть.
Мы им доверяем, 2023
реж. Светлана Макеева
Док Терапия
Doker
Простой, но бьющий в цель док о жертвах педофилов. Фильм построен на нескольких историях пострадавших, многие из которых осознали весь ужас произошедшего с ними насилия только в зрелом возрасте.
Картина снабжена развернутым комментарием психолога, который объясняет, можно ли удержать педофилов от преступлений (да) и почему дети часто защищают насильников (потому что те, как правило, входят в близкий круг семьи жертвы). «Мы им доверяем» — это очень сфокусированный, прямолинейный фильм, который можно (и, пожалуй, нужно) крутить в школах. И в данном случае это комплимент.
Пошлые вещи, 2023
реж. Гурам Нармания
Док Станция
Doker
Короткий грустный фильм про девушку по имени Ангелина, которая снимает ролики для OnlyFans и пытается параллельно наладить личную жизнь. Ее работа, конечно, накладывает определенный отпечаток на отношения с бойфрендом, но главная проблема не в этом. А в том, что они друг друга не слышат. Всё как у всех, в общем.
В фильме постоянно скачет таймлайн, поэтому разобраться, кто кого и когда конкретно обидел, бывает непросто. Картина вообще больше похожа на пролог к какой-то большой истории, но в том, что она замирает на самом интересном месте (свадьбе), есть свой смысл: зацепив больной нерв одной конкретной души, вполне логично отпустить именно тогда, когда болеть перестает.
Девушка, впрочем, уже успела развестись, так что впору делать сиквел!
Полная программа фестиваля и билеты тут.