«Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки»

Cinemaholics Team,

Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки / Pirates of the Caribbean: Dead Men Tell No Tales
Режиссер: Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг
В главных ролях: Джонни Депп, Джеффри Раш, Кая Скоделарио, Орландо Блум, Хавьер Бардем, Брентон Туэйтс, Голшифте Фарахани
Дата премьеры в РФ: 25 мая 2017 года

Генри, сын Уилла Тернера (Брентон Туэйтс), решает вернуть покоряющего моря отца в семью. В принципе, могли бы помочь лечение от алкозависимости и смена работы, но капитан Тернер (Орландо Блум) — запущенный случай, на нем лежит проклятие Летучего Голландца. Но Генри не отчаивается и готов плыть хоть на край света за Трезубцем Посейдона, морским эквивалентом панацеи от всех напастей. По традиции, на своем пути он встретит бедовую даму, или даму в беде, Карину (Кая Скоделарио), у которой тоже есть виды на подводное сокровище. Ну, а где беды и проклятья, там и Джек Воробей (Джонни Депп).

Предыдущая часть пиратской франшизы вышла шесть лет назад и оказалась настоящим провалом, после чего боссы Disney решили немного переосмыслить концепт, ну, или хотя бы попытаться. На пост режиссера пригласили Хоакима Роннинга и Эспена Сандберга, создателей номинированного на «Оскар» «Кон-Тики». Скорее всего, выбор малоизвестных норвежских постановщиков был сделан именно для того, чтобы как-то освежить историю. В итоге своеобразным перезапуском эту часть назвать можно, но концепция здесь такая же старая, как башмаки Дэйви Джонса.

Первая половина фильма — это повторение лучших моментов трилогии со всеми гэгами, что, скорее всего, не понравится даже преданным поклонникам франшизы. Сюжетные ходы предсказуемы, а шутки откровенно надоели за предыдущие четыре фильма. Если бы создатели разбросали эти моменты по хронометражу, то подобные сцены можно было бы назвать отсылками, но, увы, здесь идет сплошная полоса заимствованных сцен.

К середине картины режиссёры постепенно начинают расправлять плечи, сбрасывая ностальгический балласт, и темп становится бодрее. Может, дело еще в том, что по мере просмотра отключаешь голову, махнув рукой на сценаристов, которые в принципе не стараются. К примеру, метаморфозы Уилла Тёрнера приходится принимать как неизбежную данность, потому что никаких намёков на этот счёт не даётся. А злодей в исполнении Хавьера Бардема так и вовсе позор — хуже прописать антагониста вряд ли возможно. Единственное, над чем сценаристы действительно покорпели, так это над историей о превращении Джека в Воробья и Капитана. Несмотря на то, что в этих сценах ужасная графика с эффектом омоложения, происходящее восполняет недостающие детали в образе Джека, добавляя ему объема и даже трогательности.

Новые герои Генри и Карина — явная замена Элизабет и Уиллу. Понятное дело, что для вопроса, будет ли между ними романтическая связь, альтернативного ответа не предвидится. Кроме того, что Брентон Туэйтс и Кая Скоделарио не тянут на новых кумиров молодёжи, их персонажи очень утрированные. Изначальный сценарий предполагал наличие женского антагониста, но Джонни Депп отверг этот вариант, опасаясь ассоциаций с провальными «Мрачными тенями». Из-за этого персонажу Скоделарио пришлось отдуваться за двоих, отстаивая равноправие полов. В течение первого часа ее героиня появляется только для того, чтобы попасть в нелепую ситуацию, унижающую ее интеллектуальное достоинство, после чего следует тирада в духе «я женщина и тоже умею думать».

«Пиратов» всегда любили за слабоумие и отвагу, неожиданные акты благородства и аттракцион в виде американских горок под водой. В новой части первые два пункта в избытке, а к последнему есть вопросы. Экшен поставлен скупо и неизобретательно, даже величественный океан потерял былой размах. Можно, конечно, предположить, что это мы выросли, и поэтому эпичные виды открытой воды уже не пугают, но на самом деле причина кроется в методах съёмки.

Во-первых, все планы выполнены словно на расстоянии вытянутой руки, от чего постоянно создается впечатление замкнутого пространства. Специалисты по освещению вообще перепутали, какие эпизоды должны быть при дневном, а какие при ночном свете. Сцена на волшебном острове, чья поверхность покрыта драгоценными камнями, происходит на фоне рассвета, и чудесные кристаллы выглядят как дешёвое стекло. Остаётся только представить, как красиво и символично это бы смотрелось в приглушенном свете.

Обидно и от того, что воображения у постановщиков с каждой частью все меньше. Если кто-нибудь скажет, что именно так и представлял себе Трезубец Посейдона, то сильно слукавит — волшебный артефакт в фильме уж слишком напоминает инвентарь со съёмок «Мстителей». Команда антагониста — это помесь мертвецов Барбоссы и рыб Дэйви Джонса. Кстати о рыбах, одна свежая деталь в виде гнилых акул все же имеется, но и тут все как-то без огонька.

«Пираты Карибского моря» как франшиза еще не стали реликтом: на приключения благородных морских разбойников и окружающие их мифы до сих пор хочется смотреть, но для успеха нужна искрометная фантазия, которой у создателей картины «Мертвецы не рассказывают сказки», к сожалению, нет. Остается только довольствоваться финальной сценой, за которую можно отдать все сокровища Посейдона и даже Черную Жемчужину.

[Анастасия Муяссарова

](http://cinemaholics.ru/author/anastasiia)