«Коллектор»: Один пропущенный звонок

Мария Ремига,

Коллектор
Режиссер: Алексей Красовский
В главных ролях: Константин Хабенский
Дата премьеры: 6 октября

Артур — коллектор, который способен выбить долги даже из мертвого. Для достижения цели он зачастую использует методы, граничащие с психологическим терроризмом. Впрочем, об этом Артур старается не распространяться, изящно отмахиваясь словосочетанием «профессиональная тайна». В один традиционно тревожный вечер ему звонит женщина и сообщает о загадочном видео, которое коллектор обязательно должен посмотреть. Он не придает этому значения, однако спустя некоторое время его телефон начинает биться в истерике, поскольку все его знакомые тоже получили злосчастный файл, содержащий вроде-бы-как компрометирующий Артура материал.

«Коллектор», несмотря на свою подчеркнутую камерность, кино довольно амбициозное: предполагается, что зритель должен ломаться, как сухое печенье в руках, под шквалом напряжения при минимальных средствах. Один актер, одна локация, все прочее — городской шум и голоса в трубке разной степени взвинченности. Но для того, чтобы вить веревки из нервов, фильму банально не хватает внутренней дисциплины. Бодро стартуя как производственная драма, картина быстро превращается в производственный триллер, в двух-трех моментах достигая накала, достойного хоррора. Однако вместо того, чтобы держать спину ровно на протяжении всего хронометража (совсем небольшого, кстати), лента постоянно отвлекается на нечто вроде морали и бытовые детали, которые объема фильму не прибавляют, зато подтачивают его выверенность и лаконичность. Ощущение странное: как если бы в отличный виски подмешали немного мыльного раствора.

Впрочем, тот факт, что режиссеру не удалось пробежать маленькую дистанцию, не выдохнувшись, вовсе не означает, что ленту неинтересно смотреть. Интересно еще как, и во многом это, конечно, заслуга Хабенского, который играет с невиданным драйвом, не позволяя себе при этом ни одного лишнего жеста. До поры до времени его герой кажется сбежавшим из какого-нибудь фильма Майкла Манна: во главу угла поставлен профессионализм, а его слова работают практически так же действенно, как и пули. И, честно говоря, в таком свете все это кажется чертовски выигрышной историей, четкой, жесткой, рассказывающей нам не о чести или даже принципах, а о цельности отдельно взятой человеческой натуры.

При таком ракурсе вряд ли возможен педагогический эффект, зато зрителю нужно самому разгадывать персонажа, а это куда увлекательнее. Но, видимо, автору было важнее между делом пронести светлое-доброе-вечное, поэтому постепенно в фильме ослабевает ритм, появляются виньетки про спасение собачки и посыл в духе «выкинь телефон и стань свободным». Впрочем, все исправляет финал, из которого следует, что за свободу нужно заплатить немного больше, чем стоимость условного айфона.

Мария Ремига