71-й Каннский кинофестиваль: 15-16 мая

Cinemaholics Team,

В силу обстоятельств, погоды, тяжелого алкоголизма, прихотей ретроградного Меркурия и косого расписания сеансов отчитываемся перед вами сразу за два каннских дня.


Di qiu zui hou de ye wan / Длинный день уходит в ночь
реж. Би Гань, в ролях: Тан Вэй, Хуан Цзюэ, Сильвия Чан, Чэнь Юнчжун

Наконец-то посмотрели один из самых ожидаемых фильмов — «Длинный день уходит в ночь» 28-летнего китайца Би Гана. Пару лет назад после дебютной «Кайлийской меланхолии» синефилы всего света взяли имя режиссера на карандаш. Надо сказать, не зря: его новый фильм — чистое золото фестиваля, такой внебрачный сын Вонга Кар-Вая и Апитчатпона Вирасетакула (по традиции, картину не взяли в основной конкурс). Лента рассказывает историю мужчины, который возвращается в родной уезд Кайли, чтобы найти когда-то любимую женщину. Сюжет — условная единица фильмов Гана, ибо нужно серьезно напрячь голову, чтобы в череде атмосферных сцен, неподвластных нормальному течению времени и памяти, найти точку опоры, с которой можно собрать этот кубик Рубика.

Первая половина фильма представляет собой визуальное пиршество пополам с мастер-классом по гениальной мизансцене. Дальше — круче. Минуте где-то на 70-й появляются титры с названием, а картина переходит в 3D! Оставшийся час — технически невероятный длинный кадр с перелетами по рвам, проездами на мопеде и прекрасной поэтичной концовкой. Трудно даже представить, сколько времени потратили на съемки, ибо просто хочется стереть себе ладоши аплодисментами.


Under the Silver Lake / Под Силвер-Лэйк
реж. Дэвид Роберт Митчелл, в ролях: Эндрю Гарфилд, Райли Кио, Сидни Свини, Джимми Симпсон

«Под Силвер-Лэйк» режиссера практически культового «Оно» Дэвида Роберта Митчелла — параноидальный и абсурдистский неонуар о бездельнике из Лос-Анджелеса с лицом и задницей Эндрю Гарфилда. Герой находит связь между загадочной смертью известного миллиардера и внезапным исчезновением своей соседки, после чего пускается во все тяжкие, натыкаясь на скрытые послания в поп-культуре и даже тайный язык бездомных. Первая мысль после просмотра — Митчелл решил снять еще один культовый фильм, поэтому постарался засунуть в него всего больше. Кажется, переборщил. Может, на стадии концепта, который включает в себя отсылки к гик-культуре, старому Голливуду, Линчу, Хичкоку и даже Пинчону, фильм казался заведомо культовым, но на деле вся эта интертекстуальность выматывает за 2,5 часа хронометража. Получился отличный источник для диплома по семиотике, но очень неоднозначный и спорный фильм.


BlacKkKlansman / Черный клановец
реж. Спайк Ли, в ролях: Адам Драйвер, Тофер Грейс, Лора Хэрриер, Райан Игголд

«Черный клановец» Спайка Ли, как и ожидалось, отличный. Фильм снят с тем же запалом, с каким режиссер выражал свое недовольство новым президентом на пресс-конференции: за 20 минут слово motherfucker было произнесено больше раз, чем Сэмюэлом Л. Джексоном за весь хронометраж «Криминального чтива».

Картина основана на мемуарах детектива Рона Сталлворта. 70-е, афроамериканский коп Рон (Джон Дэвид Вашингтон) ради фана звонит по объявлению о наборе новых членов в Ку-клукс-клан и случайно втирается в доверие основателя клуба. Вместо него на встречи клуба любителей арийской нации приходит коллега — еврей Флип (Адам Драйвер). И вот хорошие копы пытаются вывести плохих парней на чистую воду и не спалиться.

Несмотря на серьезные темы, поднятые в фильме (в диапазоне от расизма до круговорота ненависти в кармическом смысле) Спайк Ли подошел к вопросу с юмором и не прогадал. Он вполне наглядно показал, насколько нелепа идея расизма и к чему это все может привести, выдержав при этом тонкий баланс между абсурдом и трагедией. Время от времени Ли делает небольшие перерывы на манифесты, зачитанные чуть ли не в стиле проповедей, но это, как ни странно, не раздражает. Даже наоборот — заслушаешься.

В конце фильма, чтобы мы не расслаблялись, покажут футадж с трагедии в Шарлоттсвилле, когда мужчина на автомобиле врезался в толпу митингующих против нацистов. Эта концовка и правда действует как wake up call, особенно для тех, кто считает, что тема расизма в кино — это обман, чтобы собрать «Оскары».

Джон Дэвид Вашингтон, конечно, хорош, но как только в кадре появляется Адам Драйвер, приходится забыть про все. Еще от Лоры Хэрриер глаз не оторвать — скорее всего, вы в нее влюбитесь.


Beoning / Пылающий
реж. Ли Чхан-дон, в ролях: Ю А-ин, Чон Джон-со, Стивен Ян

Рубрика «На азиатов всегда можно положиться». Посмотрели «Пылающего» Ли Чхан-дона (который «Поэзия») по короткому рассказу Мураками. У критиков какая-то восторженная истерика по нему, присоединяться не хочется, но кино и правда интересное.

Итак, одинокий раздолбай встречает свою вроде бы как старую знакомую, которая зачем-то сделала пластику. Они начинают гулять вместе, немножко спят друг с другом, потом она улетает в Африку, а оттуда возвращается уже с новым знакомым, красивым и богатым. Они начинают гулять втроем, раздолбай беспокоится. В один вечер все дружно накуриваются, девушка снимает майку и начинает танцевать. Раздолбай ей говорит, что так поступают только whores, она делает серьезное лицо и молча уезжает с богатым. А потом пропадает. Раздолбай начинает ее искать, попутно замечает всякие несовпадения, несостыковки и потихоньку сходит с ума. Еще он, кстати, начинающий писатель, что тоже немаловажно (а богатый — поджигает заброшенные дома, у всех занятные хобби, в общем).

MV5BZTdiY2VhM2YtYmQ4Zi00NGZiLTk1MWUtNTc0NmQwMDA4ZDA4XkEyXkFqcGdeQXVyODA4ODIwNDM@.V1_SY1000_CR0-0-1400-1000_AL

Картина поначалу кажется поэтичной туманной зарисовкой о неуловимости любви, но чем дальше в лес, тем все запутаннее и тревожнее. При этом камера такая легкая, и вообще сохраняется обманчивое ощущение, что это очень простой фильм. Однако по итогам потом три часа бьешься башкой об стену, пытаясь связать все разбросанные подсказки: что за телефонный звонок? какой он там амбар поджег? при чем тут колодец? Ощущение жизни как сна, где непонятно, что реально, а что нет, передано невероятно точно. Фильм слегка затянут, и вся тонкая метафорика местами подбешивать может (первоисточник обязывает, видимо), но главное, что это кино потом с тобой останется, к нему странным образом то и дело возвращаешься.


Наши каннские корреспонденты Мария Ремига, Алихан Исрапилов и Катя Карслиди каждый день не высыпаются, чтобы рассказать вам самое интересное с полей фестиваля. Подписывайтесь на аккаунты Cinemaholics в социальных сетях, чтобы ничего не пропустить!

В Telegram мы оперативно делимся впечатлениями от просмотренных фильмов;
В Twitter в режиме реального времени рассказываем самое интересное с пресс-конференций;
В Instagram выкладываем фото и видео с самых главных событий.