71-й Каннский кинофестиваль: 14-е мая

Cinemaholics Team,

Ларс фон Триер все-таки добрался до фестиваля, поэтому весь день город нервно бурлил, даже дождь на время лить перестал. Казалось бы, другие фильмы должны были просто отмениться в такой день, однако мы успели посмотреть парочку хороших конкурсных картин.


Lazzaro felice / Счастливый Лазарь
реж. Аличе Рорвахер, в ролях: Adriano Tardiolo, Агнесса Грациани, Luca Chikovani, Альба Рорвахер

Со второй попытки попали на новый фильм Аличе Рорвахер «Счастливый Лазарь» (ее прошлая работа «Чудеса» недавно дошла до нашего проката с четырехлетним опозданием). Еще до начала фестиваля знающие люди ставили на победу Рорвахер — после вчерашней премьеры на картину уже начали молиться, а Аличе чуть ли не канонизировали. «Счастливый Лазарь» — история очень наивного деревенского парня, который становится святым (имя как бы намекает). Рорвахер развивает свой собственный стиль, смешивая элементы сказки, религиозной притчи, магический реализм и итальянский неореализм, чтобы высказаться о нынешнем положении нищих, человеческой жестокости и своем понимании рабства. Приятное кино, но если Рорвахер останется без главной «ветки», слезы лить не будем.


Manbiki kazoku / Магазинные воришки
реж. Хирокадзу Корээда, в ролях: Кирин Кики, Рири Фрэнки, Сосукэ Икэмацу, Сакура Андо

Еще один отличный фильм в конкурсе — «Магазинные воришки» Хирокадзу Корээды. После внезапного ухода в жанр детектив («Третье убийство») Корээда возвращается на родное и вспаханное поле семейных драм. «Воришки» — фильм не о привычной семье, а скорее о криминальной: она решает оставить у себя подобранную в морозный вечер маленькую девочку (считай, украсть). Следующие два часа Корээда очень спокойно и без надрыва прогоняет зрителей по череде смешных, трогательных и очень грустных ситуаций, после которых проникаешься к каждому герою «семьи». В этом весь гений Корээды — даже самую трагичную сцену режиссер снимает с минимальной эмоциональной вовлеченностью, потому что ему привычнее работать шепотом, а не срываться на крик. Так же с его героями: здесь важны не слова и поступки, а жесты, взгляды и прикосновения. И, несмотря на то, что в конце все сводится к посылу из «Форсажа» — «семья — это не только родственники» — искренне удивляешься, как режиссер после грустнейшей концовки находит силы подарить зрителю и героям надежду на лучшее.


The House That Jack Built / Дом, который построил Джек
реж. Ларс Фон Триер, в ролях: Ума Турман, Райли Кио, Джереми Дэвис, Мэтт Диллон
Эдвард Спелирс, Шиван Фэллон, Бруно Ганц

Благодаря святым людям из A-One Films попали на премьеру нового фильма Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек». Померзли (дресс-код не подразумевает пуховика, а в Каннах второй день сентябрь), посмотрели на Ларса и его новую девушку, в общем, жизнь прожита не зря. «Джек» возвращает ненависть в хардкор, а Ларса — на просторы Ада, где он как рыба в воде. Не жалеет ни женщин, ни детей, как говорится, причем буквально. В век, когда, казалось бы, насилие в кино уже не может быть «ультра-», все всё видели, Триер устраивает такое, что зрители каждые минут пятнадцать-двадцать организованными группами покидают зал.

Фильм делится на главки-преступления, имеется кубриковский по накалу эпилог, красивый до ужаса. Со зрителем никто не миндальничает, лицо разбивают вдребезги уже на старте, при этом первая часть по-идиотски смешная, полное ощущение, что Ларс издевается и делает «Нимфоманку-2», только секс меняет на убийства. Это жутко бесит, уже начинаешь думать, что все, старость, размен на мемы, вудиаллен, но случается сцена-рубикон с участием охотничьего ружья — о ней лучше вообще ничего не знать, это даже на словах жутко. И тут понимаешь, что горит земля под ногами, что Ларс опять умнее всех и жестче.

Это снова отчасти картина о том, как больно Триеру снимать: он комментирует себя в лоб, пишет на табличках стандартные упреки в свой адрес, позволяет зрителю снисходительно поржать. Но это обманка, трюк, за которым скрывается по-настоящему беспощадное полотно, где становится ясно, что Ларс теперь дискутирует только с Богом (или, как вариант, с собой, тут возможно совпадение).

Принцип life imitates art возведен в абсолют, есть некоторый культурологический пласт (здесь фильм почти передает привет новому Годару, что забавно), немножко громоздкий, который эту мысль разжевывает. Хотя сам Джек с его домиком, который никогда не будет возведен, потому что идеал недостижим, — лучшая тому иллюстрация. Ларс такой, какой он есть, не потому, что хочет всех выбесить или демонстративно пролить кровь. Джек убивает не потому, что у него было одинокое детство, он озлоблен и прочая ерунда. Это их способ бытования, в котором искусство первично, а вся остальная реальность просто подтягивается за ним.


Наши каннские корреспонденты Мария Ремига, Алихан Исрапилов и Катя Карслиди каждый день не высыпаются, чтобы рассказать вам самое интересное с полей фестиваля. Подписывайтесь на аккаунты Cinemaholics в социальных сетях, чтобы ничего не пропустить!

В Telegram мы оперативно делимся впечатлениями от просмотренных фильмов;
В Twitter в режиме реального времени рассказываем самое интересное с пресс-конференций;
В Instagram выкладываем фото и видео с самых главных событий.