Каннский кинофестиваль потихоньку разгоняется, мы смотрим по четыре фильма в день, уже немного дергается глаз и теряется чувство времени. Впрочем, фильмы иногда бывают и хорошие.
Лето
реж. Кирилл Серебренников, в ролях: Тео Ю, Роман Билык, Ирина Старшенбаум, Филипп Авдеев, Александр Горчилин
Нам удалось попасть на премьеру «Лета» Кирилла Серебренникова, а самому режиссеру — нет. Как вы знаете, в данный момент Серебренников находится под домашним арестом, и это третья премьера его работы, на которой он не может присутствовать лично. Сложившаяся ситуация, конечно, расстраивает и даже в какой-то степени злит. Но съемочная группа не растерялась, появившись на красной дорожке со значками с портретом Кирилла на вечерних нарядах и огромной табличкой с его именем. Мы и наши друзья-журналисты пришли в футболках #freekirill. Зрители встретили актеров и продюсеров фильма продолжительными овациями, а после титров не отпускали еще минут десять.
«Лето» — фильм во многом удивительный, и дело не только в сложной производственной судьбе. Все-таки не каждый день увидишь черно-белый мюзикл, похожий на легкий наркотический трип, где в типичной русской электричке поют «Psycho Killer» Talking Heads, ломают четвертую стену (довольно неуклюже, впрочем), а лучшим актером неожиданно оказывется Рома Зверь. Музыкальные номера умудряются одновременно оскорбить и обласкать фанатские чувства огромного количества людей из разных поколений. На поприще старых песен о главном абсолютно всех убирает выход группы Shortparis с «All Young Dudes», придуманный и снятый так круто, что потом минуту не можешь придти в себя. Вообще глупостей и прорывов тут примерно поровну: не все заготовленные гранаты разрываются, однако если уж совпало, то готовьте ваши платочки. «Лето» легко полюбить, еще проще возненавидеть, но энергия от фильма идет нешуточная — здесь любовь побеждает во всех возможных смыслах.
Yomeddine / Судный день
реж. А. Б. Шоуки, в ролях: Ради Гамаль, Ахмед Абделхафиз, Шахира Фахми
В конкурсе меж тем double strike — дебют (!) из Египта (!!), называется Yomeddine («Судный день»), снял некий А. Б. Шоуки. Дебютные фильмы в основном конкурсе — большая редкость, в последний раз такой чести был удостоен Ласло Немеш, который привез на Лазурный берег «Сына Саула», ставшего настоящей сенсацией и магнитом для наград. Этот фильм вряд ли добьется такого же успеха.
«Судный день» — это роуд-муви о больном проказой мужчине, который отправляется через весь Египет с мальчиком-сиротой, чтобы найти свою семью. На пути к своей цели они обязательно преодолеют кучу преград, а главное — сами станут лучше. Про картину можно сказать, что это египетская версия типичного фильма с «Сандэнса», который чередует комедийные моменты (удачно) и драматические (неудачно), чтобы в финале растрогать публику концовкой в стиле «Льва». Как это часто бывает в дебютах, режиссер думает, что зрители не поймут его запутанный гуманистический посыл через скрытые смыслы, символы и художественные приемы, которые традиционно использует кинематограф. Видимо, поэтому герои «Судного дня» вслух проговаривают прописные истины под драматичный саундтрек. Зритель, пойми, самые маргинализированные группы общества (в Египте это больные проказой и сироты) — тоже люди!
Прости, ангел / Plaire, aimer et courir vite
реж. Кристоф Оноре, в ролях: Венсан Лакост, Пьер Деладоншам, Дени Подалидес, Адель Висмес, Тристан Фарже
Гей-драма Кристофа Оноре «Прости, ангел» из основного конкурса хорошо рифмуется с прошлогодним обладателем Гран-при «120 ударов в минуту» Робена Кампийо. У второго в фильме был Париж 90-х и короткая история влюбленности на фоне работы организации ACT UP. У Оноре то же самое, но практически без упоминания ACT UP. В центре сюжета — проигрывающий борьбу со СПИДом писатель, который влюбляется в студента вдвое моложе. Казалось бы, душераздирающий финал фильма сразу считывается, но не тут-то было. Оноре (как и Кампийо) без манипуляций и эмоционального шантажа создает трогательную и, самое главное, остроумную историю двух влюбленных мужчин, над союзом которых парит смерть. Будь фильм на полчаса короче, то вообще цены бы ему не было.
Ten Years Thailand / 10 лет в Таиланде
реж. Апитчатпон Вирасетакул, Чулаярннон Сирипхол, Висит Сасанатьенг, Адитья Ассарат
Альманахи — преступный жанр, но на азиатов вседа можно положиться, поэтому киносборник «10 лет в Таиланде» получился не отталкивающим. Главная завлекалочка — короткометражка Апитчатпона Вирасетакула, традиционно мудрая и смешная, единственный недостаток которой заключается в том, что стоит она в конце всей этой патриотичной процессии. До этого прекрасного момента нас ждет трогательный черно-белый фильм о зарождающейся любви; хорошо придуманная, но безнадежно заваленная в финале зарисовка о войне котоголовых существ с людьми; адски вторичный видео-арт, похожий на больной сон Пелевина.
Наши каннские корреспонденты Мария Ремига, Алихан Исрапилов и Катя Карслиди каждый день не высыпаются, чтобы рассказать вам самое интересное с полей фестиваля. Подписывайтесь на аккаунты Cinemaholics в социальных сетях, чтобы ничего не пропустить!
В Telegram мы оперативно делимся впечатлениями от просмотренных фильмов;
В Twitter в режиме реального времени рассказываем самое интересное с пресс-конференций;
В Instagram выкладываем фото и видео с самых главных событий.