71-й Каннский кинофестиваль: 18 мая

Мария Ремига,

В последний полноценный день фестиваля мы с горящей пятой точкой досматриваем основной конкурс, дабы не обнаружить потом в победителях что-то, что мы в глаза не видели.


Un Couteau dans le Coeur / Knife + Heart / Нож в сердце
реж. Ян Гонсалес, в ролях: Ванесса Паради, Кейт Моран, Николя Мори

Посмотрели «Нож в сердце» — джалло-привет фильму «Разыскивающий». Пожалуй, главное guilty pleasure фестиваля, даже «Мэнди» по вырвиглазности уступает.

Сюжет такой: пьющая лесбиянка Анна (Ванесса Паради, пятерка за смелость в выборе роли) снимает эротическое гей-муви и страдает по своей бывшей, которая все это дело монтирует. В ненастный час кто-то в кожаной маске начинает планомерно вырезать ее подопечных. Полиция ни черта не делает, поэтому Анна начинает сама копать и докапывается до ключа в виде старой легенды про трагически влюбленных мальчишек.

Как это часто бывает с современными стилизациями под старорежимный бордовый палп, фильм неприлично затянут и неприличен в принципе. Кэмп, трэш, кровища, бесконечно красная помада — так бы мог снимать Ксавье Долан, если бы окончательно поехал крышей и перешел на истории из раздела «Криминальные хроники». При этом фильм местами гомерически смешной, местами раздражающе скучный, опять-таки — нет никакой причины ему идти час сорок, минут двадцать из хронометража спокойно можно было бы утилизировать. Тем не менее, попытка набиться в друзья Дарио (хотя на самом деле, скорее, к фильмам «Запыхавшись» Тинто Брасса и «Бабе Яге» Коррадо Фарина) нестыдная, если слово «стыд» вообще применимо к этому кино.


Айка
реж. Сергей Дворцевой, в ролях: Самал Еслямова, Полина Северная, Андрей Колядов

5f0657cd0655aa550462009e7a1ae8b0

Продолжаем путешествовать по волнам казахского кино. Конкурсная «Айка» Сергея Дворцевого (в 2008 году он получил в Каннах приз в «Особом взгляде» за фильм «Тюльпан») оказалась крепко сбитой драмой, очень выматывающей во всех смыслах этого слова. Фильм рассказывает о сложной судьбе иммигрантки из Киргизии, родившей ребенка в Москве. Малыша женщина оставила, а сама отправилась на поиски работы, поскольку задолжала очень много денег каким-то шкафоподобным дядям.

Как легко догадаться, за весь фильм с Айкой не случится практически ничего хорошего, градус Ада будет только повышаться. Но поскольку это не «Кроткая», никакого супер-насилия над женщиной нет, просто все очень трудно, долго и холодно (дело происходит зимой). Что в картине реально раздражает, так это то, как грубо режиссер хватает героиню за руку и буквально вталкивает в материнство — вокруг нее круговоротом ходят намеки на то, что к ребенку надо вернуться (ударный эпизод: в ветклинику, где Айка моет полы, приносят кровточащую суку с щенятами). Понятно, что такой реализм в квадрате нужно шить красными нитками, но зачем же они так призывно торчат? Впрочем, несколько топорную режиссуру искупает главная актриса (Самал Еслямова, в «Тюльпане» она тоже была), у которой тут реально титаническая роль, за такое и «веточку» дать можно. Впрочем, тут она пока дышит в затылок великой Чжао Тао из «Пепел — самый чистый белый».


Ahlat Agaci / Wild Pear Tree/ Дикая груша
реж. Нури Бильге Джейлан

under-the-pear-tree-cannes

Главная сенсация фестиваля — Джейлан снял фильм, на котором не впадаешь в анабиоз от скуки. Ладно, отбросим идиотские шутки, основанные на личном противостоянии автора этих строк с творчеством многоуважаемого режиссера. «Дикая груша» три часа и восемь минут рассказывает нам о непростых отношениях начинающего писателя и его отца на фоне дивных турецких пейзажей. Парень возвращается после учебы в родной городок и собирает щедро рассыпанные флэшбеки: прошлое не дремлет, в семье тайны, долги и недопонимание, а тут еще и потенциал творческий нереализован. За вычетом традиционно отфотошопленного неба и непреодолимой тяги к антонионовщине, фильм очень красивый, ненавязчиво поэтичный и не без остроумных диалогов (лучшая сцена в этом плане — батл главного героя с местной литературной знаменитостью). Конечно, калейдоскоп финалов может утомить (и вообще фильм может утомить), но с ним, кажется, мир немножко лучше, чем без него.


Наши каннские корреспонденты Мария Ремига, Алихан Исрапилов и Катя Карслиди каждый день не высыпаются, чтобы рассказать вам самое интересное с полей фестиваля. Подписывайтесь на аккаунты Cinemaholics в социальных сетях, чтобы ничего не пропустить!

В Telegram мы оперативно делимся впечатлениями от просмотренных фильмов;
В Twitter в режиме реального времени рассказываем самое интересное с пресс-конференций;
В Instagram выкладываем фото и видео с самых главных событий.