Всем привет, с вами Джонни Ноксвилл, на улице май-месяц, а это значит, что мы снова прилетели в Канны освещать местную культуру.
Все знают / Everybody Knows/ Todos lo saben
реж. Асгар Фархади, в ролях: Пенелопа Крус, Хавьер Бардем, Барбара Ленни, Рикардо Дарин
Главный кинофестиваль мира в этом году открыл новый фильм Асгара Фархади «Все знают», хотя, по идее, все, что он может открыть — это врата в страну глубокого сна. Видимо, после второго «Оскара» Асгар решил расслабить мышцы и пуститься во все тяжкие, а именно: поехать в Испанию, выписать на главные роли звездную пару Крус-Бардем и запеть протяжную песню о разбитых надеждах. Пенелопа все время заплаканная, поскольку играет мать, у которой злодеи похитили дочь и требуют за нее немерено бабла. У Хавьера все время сложное лицо, поскольку он изображает бывшего Пенелопы. Излишне говорить, что помочь в этой страшной беде может только он. Фильм по ощущениям длится жизнь и три дня, в середине провисая каким-то совсем уж неприличным образом. Полное ощущение, что картину вместо Асгара снял какой-то не очень талантливый француз, ориентируясь на не самые удачные фильмы Альмодовара и листочки, где братья Дарденны ручку расписывали. Обнять и плакать.
Дикая жизнь / Wildlife
реж. Пол Дано, в ролях: Кэри Маллиган, Джейк Джилленхол, Билл Кэмп
Дальше — легче, ибо на следующий день с утра пошли на «Дикую жизнь» Пола Дано про распад семьи и трудный возраст, смятую постель. Фильм умеренно хвалили на «Сандэнсе» и он правда неплохой, «Леди Птица» здорового человека meets фильм «Часы» (см. сегмент Тони Колетт) meets депрессия. Поскольку в кадре Америка 60-х, был очевидный риск скатиться в «посмотрите-какие-шляпки», но Пол ушел от декоративности настолько, насколько хватило сил. Кроме прочего, очень крутые актеры — Джилленхол наконец-то не кривляется, Маллиган в фантастической форме. Определение «тонкий режиссер» без пяти минут ругательное, но Дано и правда такой — в его накрахмаленной и очень аккуратной постановке, тем не менее, бездны боли и какого-то горького понимания жизни. Не всем, наверное, захочется эти слои сдирать, но кто доберется до настоящих эмоций, внакладе не останется.
Донбасс
реж. Сергей Лозница, в ролях: Сергей Колесов, Валериу Андрюцэ, Светлана Колесова, Борис Каморзин
Главным панч-фильмом (во всех смыслах) первого полноценного фестивального дня предсказуемо стал «Донбасс» Сергея Лозницы. До последнего думали, что это очередной документальный фильм режиссера, но оказалось, что это художественное кино, основанное на якобы настоящих историях с Донбасса. Получилась смесь дикой фантасмагории из «Кроткой» и холодной отстраненности «Майдана» и «Аустерлица» без основных героев. Весь фильм — лоскутное одеяло, которое состоит из кучи эпизодов: где-то по-настоящему смешных, где-то по-кафкиански абсурдных, но чаще всего — очень нелепых и неправдоподобных. Например, вместо типичной для Лозницы сцены с изнасилованием в фильме есть момент, в котором солдаты выводят пойманного украинского волонтера на растерзание местным жителям. Сначала с ним фотографируются, как со зверьком, и пускают сигаретный дым в лицо, но вскоре все доходит до втирания помидора в лицо и практически линчевания. Но при всех художественных минусах все равно хочется отметить режиссуру — Лозница мастерски работает с массовкой не только там, где камера статична, но и в сценах, снятых одним дублем. Кажется, десятисекундные аплодисменты после сеанса были посвящены таланту режиссера, но никак не фильму.
Перелетные птицы / Birds of Passage / Pajaros de verano
реж. Сиро Гуэрра, Кристина Каллехо, в ролях: Кармина Мартинез, Хосе Акоста, Джон Нарваэс
Параллельная секция «Двухнедельник режиссеров» вчера открылась фильмом колумбийской пары Сиро Гуэрры и Кристины Каллехо Birds of Passage («Перелетные птицы» или что-то вроде). Перед сеансом Гуэрра и Каллехо вместе с актерами представили фильм и рассказали о том, как съемки затянулись на три года из-за финансов и погодных условий. Каллехо — постоянный продюсер фильмов мужа, но на съемках «Птиц» она села в режиссерское кресло, потому что «картине не хватало женского взгляда на историю». Безусловно, это благое намерение, но на женщин фильм обращает внимание лишь в последние 15 минут. «Птицы» посвящены якобы забытому периоду истории Колумбии периода 1960–1980-х, когда местные предприниматели начинают торговать наркотиками. Вот и простая деревенская семья начинает строить свою наркоимперию, постепенно забывая вековые традиции своих предков. В целом «Перелетные птицы» — это первые сезоны «Нарко» вперемешку с элементами вестерна, греческой трагедии и Габриэлем Гарсиа Маркесом, сжатые до двух часов и разделенные на пять песен. Звучит интригующе, но деление на главы продвигает только историю, оставляя за кадром развитие героев. Плюсов все равно больше, чем минусов (чего только стоят поэтичные сцены снов), и на данный момент это один из лучших фильмов фестиваля. Однако от режиссера, прошлым фильмом которого был медитативный шедевр «Объятия змея», ждешь большего.
Наши каннские корреспонденты Мария Ремига, Алихан Исрапилов и Катя Карслиди каждый день не высыпаются, чтобы рассказать вам самое интересное с полей фестиваля. Подписывайтесь на аккаунты Cinemaholics в социальных сетях, чтобы ничего не пропустить!
В Telegram мы оперативно делимся впечатлениями от просмотренных фильмов;
В Twitter в режиме реального времени рассказываем самое интересное с пресс-конференций;
В Instagram выкладываем фото и видео с самых главных событий.