70-й Каннский кинофестиваль: День третий

Наш день начался с просмотра еще одного конкурсного фильма – «Луны Юпитера» Корнела Мундруцо. Это венгерский практически боевик о беженце, получающем при переходе через границу три пули в грудь и возможность летать. Местный доктор, быстро смекнув, в чем дело, решает заключить с ним взаимовыгодный союз.

Кино, мягко говоря, вышло неоднозначным. С одной стороны, от постановки экшн-сцен натурально отваливается башка, столь это круто сделано (традиции Миклоша Янчо живы): наполненные действием длинные планы, летящая вслед за героями и машинами камера, которая иногда еще и обретает невесомость и начинает переворачивать все с ног на голову. Но с другой, как только начинает развиваться сюжет, кино подергивается пленкой заурядности. Что толку от всех приемов, если они служат лишь для реализации средней руки бадди-муви с политической подоплекой, которая толком-то не развита? Вся задумка автора останавливается на наивных тезисах «беженцы как ангелы» и «Европа как новая форма жизни». Получается разве что кейс для голливудских студий, ищущих зарубежные режиссерские таланты.


Новый фильм Клер Дени «Прекрасный свет изнутри» (Un Beau Soleil Interieur) представлен в программе «Двухнедельник режиссеров». Картина на стыке ромкома и трагикомедии повествует об Изабель (Жюльет Бинош), женщине невероятного обаяния, которая прыгает из одних мужских рук в другие в поисках «того самого». Предметом шуток у Дени выступают частые перепады настроения главной героини и поведение окружающих ее любовников, которые представляют разные типажи. Здесь есть богатый женатый мужчина, неуверенный в себе сосед из френдзоны, парень с тонкой душевной организацией, которая мешает ему принимать решения, и бывший, который иногда не бывший. Все они — лишь пересадочные пункты, с каждым Изабель попадает в нелепые, полные комичности ситуации, виной которым — отсутствие настоящих чувств.

Хотя в картине есть околодраматичные моменты, навряд ли Дени ставила перед собой цель вызвать жалость к главной героине: это, скорее, карикатура на распространенный в современном обществе образ жизни. При всем этом фильм получился легким, почти невесомым, но по этой же причине ненадолго задержится в памяти. Зато закрывающий эпизод можно назвать лучшей сценой «подката» — экстрасенс в исполнении Жерара Депардье «предсказывает» Изабель провал нынешних отношений и встречу с мужчиной своей мечты, под которым подразумевает, конечно же, себя.


Еще одну ленту из «Двухнедельника режиссеров» — «Любовник на день» (L'amant d'un jour) — представил сам создатель Филипп Гаррель. Это типичная для его позднего периода лента о непростых отношениях преподавателя с молодой студенткой и о его дочери, только что пережившей разрыв и возвратившейся в родительский дом. Закадровый голос, уже извечный для Гарреля черно-белый цвет и моральные дилеммы необычного треугольника. Круговая порука, как и обычно в отношениях, приводит к плачевным результатам, а роли брошенного и успокаивающего успевает примерить на себя каждый попеременно. Ироничный, но заботливый к персонажам тон Гарреля очень к себе располагает, и картина, сама по себе небольшая, пролетает совсем за мгновение.


Урожай из сердец критиков собрали легендарная Аньес Варда и её друг — знаменитый фотограф JR. Их документальная лента «Лица, деревни» получилась настолько душевной и трогательной, что из зала можно было выплывать. А про то, как JR подшучивает над Аньес, можно снимать отдельный фильм.


Но главным событием этого дня все-таки стала премьера фильма корейского режиссера Пона Джун-хо «Окча». Не хватало нам тут шумихи о противостоянии стриминговых платформ (а «Окча», как вы знаете, в кинотеатрах почти не появится и выйдет сразу на Netflix) и дирекции фестиваля, так её подогрели технические неполадки на раннем показе для прессы. Мы опаздывали на сеанс и зашли в гудящий от буканий зал. Такое обычно случается в конце сеанса, если ты какой-нибудь Шон Пенн, поэтому некоторые журналисты подумали, что это реакция на политику Netflix и тут же схватились за Твиттер. Но на самом деле виною всему стали технические неполадки: журналисты таким образом привлекли внимание киномеханика, который проецировал на экран изображение с неверным соотношением сторон, из-за чего фильм не умещался на экране. Неполадку исправили, и мы спокойно посмотрели фильм.

История тут не новая, но обернута она во вполне себе оригинальную упаковку. Картина по большей части держится на харизме актеров, воплотивших в жизнь удивительных сатирических персонажей. Один только целующий медведей и жестко бухающий Джилленхол с голосом визжащей 13-ти летней фанатки One Direction заставит вас захлебываться гомерической слюной и биться в истерике. Одним словом, «Окча» — это поезд из фильма «Сквозь снег» случайно заехавший в Индию на фестиваль красок. Мрачный и в то же время вырви-глаз эпос с проповедью о важности защиты окружающей среды, ответственности перед братьями нашими меньшими, и, конечно же, о человечности. Реакция зрителя на ленту, скорее всего, будет неоднозначной, но с уверенностью можно сказать одно — в строю веганов явно прибудет.

На пресс-конференцию было не пробиться, актерский состав привлек внимание огромного количества журналистов, и больше половины желающих не уместились в пресс-зал.