История разворачивается в небольшом городишке на Диком Западе, где шериф Хант (Курт Рассел) и его недалекий помощник Чикори (Ричард Дженкинс) сталкиваются с бандитом Первисом (Дэвид Аркетт), что заканчивается арестом последнего. С наступлением темноты неизвестные совершают налет на тюрьму, похищают жену местного перегонщика скота, Первиса и одного из помощников шерифа. По оставленному на месте преступления наконечнику стрелы в нападавших узнают племя кровожадных дикарей, живущих в отдаленной пещере. Понимая, что времени осталось немного, шериф и двое местных парней отправляются в отчаянную спасательную экспедицию, к которой подключается Джон Брудер (Мэттью Фокс), городской щегол и самопровозглашенный убийца индейцев.
Хотя С. Крэйг Залер практически неизвестен за пределами США, у себя на Родине он числится весьма уважаемым автором, за плечами которого несколько романов и проданных сценариев. Именно его работы привлекли внимание Курта Рассела, согласившегося сыграть в дебютном фильме вчерашнего писателя с бюджетом, смешным по любым меркам. «Костяной томагавк» сразу сочли сомнительной затеей, не ожидая ничего хорошего от гибрида вестерна и хоррора, который снискал бы успех разве что у самых маргинальных поклонников этих жанров.
Тем не менее, в фильме совершенно не чувствуется синдром дебютанта. Наоборот, Залер, всю жизнь работавший над вестернами, прекрасно понимал, что делает. Те, кто готовится к динамичному действу с однообразным отстрелом плохих ребят, рискует сильно разочароваться в увиденном. Как и подобает писателю, Залер никуда не спешит, тщательно прописывая характеры ключевых героев и уделяя большое значение диалогам, которые отличаются живостью, красочностью и не чураются юмора. Шутки хоть и пропитаны пессимизмом и горькой иронией, но как нельзя лучше подходят происходящему на экране. Поначалу кажется, будто герои являются воплощением всех мыслимых жанровых клише (суровый шериф старой закалки, просвещенный джентльмен из Большого города и т.д.), но на деле все это лишь ширма для заметной встряски, которой подвергается сам жанр вестерна. Один только постоянно страдающий от болей ковбой-инвалид, плетущийся в хвосте и пристрастившийся к опийной настойке, чего стоит.
У Залера положительные герои не преподносятся идеализированными мучениками, готовыми пожертвовать собой ради всеобщего блага. Смерть оказывается неизменно болезненной и страшной, а противник хитер, опасен и не ведает пощады. Никакой романтики, присущей консервативному жанру. Диалоги полностью лишены всяких сантиментов, полны цинизма, нелестных высказываний в адрес негров и индейцев и порадуют любителей самого мрачного юмора.
Во всем, что не касается сценария и режиссуры, фильм также очень хорош. Размеренное начало компенсируется оживленностью происходящего впоследствии, где моменты взрывоопасной тишины чередуются с хлесткими экшен-сценами, насилие бьет через край, а атмосфера столь густая, что можно на ломти нарезать. Во многом это, конечно, заслуга музыки от все того же Залера. Теплых слов достойны и актеры, особенно Ричард Дженкинс, старательно перетягивающий на себя внимание зрителей, хотя Рассел, Уилсон и Фокс немногим хуже. Особый повод для радости - камео Паре, Толкана, Хэйга, Ньюландера, Янг и других ветеранов экрана.
«Костяной томагавк» — это маленькая жемчужина, пройти мимо которой легко, но очень обидно. Пока будут выходить такие картины, жанр вестерна никогда не умрет.
Андрей Яковлев