Дивный новый квир: 5 важных фильмов фестиваля «Бок о Бок»

Cinemaholics Team,

С 12 по 19 ноября в смешанном формате пройдет ЛГБТ-фестиваль «Бок о Бок»: офлайн в Санкт-Петербурге и онлайн по всей России.

В программе — квир-хиты международных фестивалей последних двух лет и разнообразные неочевидные сокровища. Выбрали пять важных картин, на которые стоит обратить внимание в первую очередь.

Полную программу и расписание смотрите на официальном сайте фестиваля.


Deux / Ты и я
реж. Филиппо Менегетти

g-tou-1
Бок о бок

Несмотря на то, что фильмов о немолодых квир-людях становится все больше, эта тема пока недостаточно хорошо отрефлексирована в кинематографе. Казалось бы, с возрастом страх перед обществом должен утихать, а вопросы по поводу собственной идентичности постепенно отпадать. Однако, как говорится, чем больше я узнаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю.

«Ты и я» рассказывает историю двух зрелых женщин, Нины и Мадлен, живущих на одном этаже. Они пара, но для всех делают вид, что их отношения — исключительно дружеские. Женщины уже почти готовы переехать в Рим, где смогут начать новую жизнь, на этот раз совместную, однако Мадлен скована страхом и не решается сказать детям правду. В результате громкой ссоры она сваливается с инсультом и Нине остается лишь наблюдать со стороны за тем, как ее любимый человек страдает.

«Ты и я» — это изящный и мудрый фильм, который, кроме прочего, дает четкий ответ на распространенный вопрос «зачем ЛГБТ вступать в брак, просто тихо любите друг друга и все». Иногда одной любви недостаточно, «официальный статус» и открытость не только вписывают такие отношения в норму для общества, но и дают свободу действий, хотя бы какую-то уверенность: случись что с любимым человеком — ты будешь иметь полное право быть с ним рядом.


Der Boden unter den Füßen / Земля под моими ногами
реж. Мари Кройцер

g-ground-1
Бок о бок

Лола — успешная бизнес-консультантка; она живет в Вене, но работает в Германии (временно), состоит в романе со своей начальницей (постоянно), ходит в спортзал и дорогие рестораны в дорогих вещах (регулярно). А еще скрывает, что ее старшая сестра Конни много лет страдает параноидальной шизофренией, практически не выходит из дома, только что совершила попытку суицида и лежит в психиатрической клинике.

«Земля под моими ногами» работает сразу в нескольких направлениях. Мари Кройцер показывает тонкость грани между здравомыслием и безумием, а также пытается понять, почему нас так держат родственные связи. Кроме того, этот фильм — еще и веское напоминание о том, как важно разделять личные и профессиональные отношения.


Disclosure: Trans Lives on Screen / Разоблачение
реж. Сэм Федер

g-disclosure-4
Бок о бок

Любой фильм, картина, книга, музыкальное произведение, видеоигра и даже творческая единица сейчас рассматривается через новую оптику, раннее недоступную, табуированную или подавляемую большинством. Она позволяет (по)смотреть на искусство глазами современного человека, не давая старым взглядам и устоям незаметно определять будущее. Мы все разные, поэтому не стоит делать вид, что кино универсально отражает мир для каждого.

Однако проблема любой такой оптики заключается в том, что всегда есть риск предать анафеме произведение искусства, которое каким-то образом оскорбляет целые группы людей или воспроизводит вредные стереотипы. Документальный фильм «Разоблачение» показывает, что можно пропускать через этические фильтры кино, не уничтожая его в целом.

Картина исследует репрезентацию транс-персон в кино и, несмотря на тактичный и грамотный подход, никаких поблажек не делает. Свое мнение по теме здесь высказывают известные деятели индустрии, совершившие транс-переход, — Лаверн Кокс, Лилли Вачовски, Бьянка Ли и многие другие. «Разоблачение» проходится по всей истории кино, начиная с Гриффита и заканчивая Райаном Мерфи. Фильм чуть ли не впервые в истории широко ставит вопрос о нецелесообразности появления цис-гетеро актеров и актрис в ролях трансгендерных персонажей (да, тут даже «Тутси» под прицелом).


Futur Drei / Без обид
реж. Фараз Шарьят

Dazed-NoHardFeelings-1
Бок о бок

Полнометражный дебют 26-летнего Фараза Шарьята в этом году стал главным квир-фильмом Берлинале, получив приз «Тедди» (специальную награду, присуждаемую лучшим ЛГБТ-фильмам). Неслучайно именно там: фестиваль всегда интересовало политическое кино, а «Без обид» не чурается острых тем на стыке совершенно разных стран и культур.

Главный герой, Парвис, родился в Ганновере, но его семья когда-то переехала сюда из Ирана. Парень, будучи открытым геем, не интересуется своими корнями и даже на фарси говорит плохо. За небольшую кражу он должен отработать 120 часов общественных работ в центре для беженцев, где и встречает иранца Амона, ожидающего вместе с сестрой предоставления убежища в Германии. Парвис влюбляется с первого взгляда, однако Амон привязан к иранским традициям и не знает немецкого языка, так что каминг-аут для него может обернуться огромными проблемами.


Маленькая девочка
реж. Себастьен Лифшиц

g-lg-3
Бок о бок

Себастьен Лифшиц дважды становился лауреатом вышеупомянутой премии «Тедди» Берлинского фестиваля, что говорит не только о стабильном интересе режиссера к квир-теме, но и некоторых успехах на этой территории. «Маленькая девочка» — документальный фильм о ребенке Саше, который с четырех лет ощущает себя не в своем теле.

Семья Саши это поняла и приняла, позволив просто быть собой. Однако внешний мир трансфобен — и чем старше ребенок становится, тем больше он это ощущает. Но любовь сильнее страха и семья Саши делает все для того, чтобы она не росла в атмосфере ненависти. Недавно стало известно, что «Маленькая девочка» стала номинантом премии Европейской киноакадемии (в народе — «Европейского Оскара») в категории «Лучший документальный фильм».