17-го февраля официально завершился 69-й Берлинский кинофестиваль. Со списком победителей можно ознакомиться тут, а мы решили составить свой топ лучших картин, представленных в рамках конкурса и вне его.
God exists, her name is Petrunija / Бог существует, ее имя — Петруния
Competition. реж. Теона Стругар Митевска, в ролях: Зорика Нушева, Лабина Митевска, Стефан Вуйисич
«Бог существует, ее имя — Петруния» — кино, которое подкупает с самого первого кадра. Легкая и ироничная подача работает как контрастный душ, особенно на фоне остальных фильмов-тяжеловесов конкурсной программы. Теоне Стругар Митевской удалось снять абсолютно зрительское кино: милое, смешное и обаятельное, при этом не лишенное мощного морального посыла.
По воле божьей / By the Grace of God / Grâce à Dieu
Competition, реж. Франсуа Озон, в ролях: Мельвиль Пупо, Дени Меноше, Сванн Арло, Жозиан Баласко, Эрик Каравака, Франсуа Шатто, Мартина Эрель
Озон неожиданно (неожиданно — если вспомнить его последние работы) снял идеальную документальную драму. Конечно, фильму не избежать ярлыка «французский Spotlight», но режиссер, кажется, надеялся на это сравнение: в полицейском участке на стене висит плакат картины Маккарти. И хорошо, что он теперь у нас есть, поскольку тема педофилии в церкви нечасто была в центре внимания кинематографа.
«По воле божьей» напоминает, что попытка обратить внимание на проблему, а уж тем более ее решить — это долгая и изнуряющая работа. К счастью, картина не лишена иронии, идеально вложенной в уста нужных персонажей. При этом очевидно, что пассажи про «говорите педосексуальность, а не педофилия» и «Иисус тоже любил детей» вызвали бы ужас в любом другом контексте. У Озона блестяще получается на частном случае разобрать общую проблему отношения общества к насилию и его жертвам.
Synonymes / Синонимы
Competition, реж. Надав Лапид, в ролях: Том Мерсье, Кантен Дольмер, Луиз Шевийот
«Синонимы» Надава Лапида работают сразу в двух направлениях: это одновременно остросоциальная драма о проблемах миграции и трагикомедия о наивном еврейском юноше, который пытается вписаться в буржуазное европейское общество. Фильм, как ни странно, вполне успешно играет на всех полях, развлекая зрителя и давая множество пищи для размышления. Смотреть на такое в контексте унылой конкурсной программы — настоящее удовольствие.
Почва под ногами / The Ground Beneath My Feet / Der Boden unter den Füßen
Competition, реж. Мари Кройцер, в ролях: Валери Пахнер, Пиа Хирцегер, Мави Хербигер
Если выражаться грубо, это фильм о том, как тяжело не сойти с ума и не стать психопатом — и что еще тяжелее приходится тем, кто уже сошел и стал. «Почва под ногами» — точно выверенная психологическая драма, которая постоянно держит в напряжении, в том числе за счет того, что местами удачно притворяется мистическим триллером. Кроме того, картина мягко напоминает, что иногда паранойя — это всего лишь паранойя (но иногда и нет).
O Beautiful Night / О, прекрасная ночь
Panorama, реж. Ксавер Бём, в ролях: Ноа Сааведра, Марко Мандич, Ванесса Лойбл
Полнометражный дебют немецкого режиссера Ксавьера Бёма — это увлекательное путешествие в мир ночных неоновых огней, которое дает зрителям Берлинале то, в чем они так отчаянно нуждаются — хлеба и зрелищ. Хлесткие, остроумные диалоги и яркие, запоминающиеся персонажи — вот из чего соткана эта картина. Местами Бём пробует себя в качестве визионера, создавая абстрактные образы в мерцающей темноте и заставляя фантазию аудитории работать на всю катушку.
A Dog Called Money
Panorama, документальный, реж. Симус Мерфи, в ролях: PJ Harvey (в роли PJ Harvey)
A Dog Called Money на 100% удается то, чего обычно ждут от всех фильмов такого типа — поймать магию того, как творческие люди превращают жизнь в искусство. Сделано это без изобретения велосипеда, самым простым способом: Симус Мерфи просто проводит параллели «впечатление — песня». Но какая это уникальная возможность — наблюдать за тем, как Пи Джей наблюдает мир, а потом трансформирует это в музыку. И несмотря на то, что эта близкая к успеху попытка «залезть в голову» певицы довольно интимна, в картине не опускается и громкий политический посыл — но и он представлен не как очевидный манифест, а вновь глазами Харви, очень лично и искренне.
Varda par Agnès
Competition, out of competition , реж. Аньес Варда
Varda par Agnès — это двухчасовое путешествие по жизни и творчеству французского кинематографиста, фотографа и просто прекрасного человека по имени Аньес Варда. Режиссер самостоятельно сняла и смонтировала документальную картину, посвященную созданию своих лучших фильмов, среди которых «Клео от 5 до 7», «Создания», «Далеко от Вьетнама».
Обезьяны / Monos
Panorama, реж. Алехандро Ландес, в ролях: Джулианн Николсон, Мойзес Ариас, София Буэнавентура
Фильм, где корову зовут Шакира, по определению не может быть плохим. Monos — такое безумие в бутылке, путешествие в сердце человеческой дикости: чем дальше в лес, тем дальше в лес. Это очередное (и успешное) размышление о том, как быстро изолированное от «большого мира» общество может сойти с ума и начать пожирать себя изнутри. Саундтрек от Мики Ливай (которая был ответственна, например, за музыку в «Побудь в моей шкуре») идеально сливается с тревожным фоном: шумом вертолета, криками птиц, выстрелами. Отдельно хочется сказать о красоте финального кадра, который когда-то обязательно должен попасть в твиттер-аккаунт One Perfect Shot.
Demons
Forum, реж. Daniel Hui, в ролях Hey Rui En, Eshley Gao, Glen Goei
Выпускник калифорнийского института искусств, режиссер сингапурского происхождения Daniel Hui исследует актуальную ныне тему харассмента в искусстве в мистической хоррор-комедии Demons, после которой все плохие фильмы фестиваля становятся не так уж важны. Ребята, это то, что мы с вами так давно ждали — остросоциальная сатира в лучших традициях раннего Томми Вайсо.
Идол / Idol / Woo Sang
реж. Ли Су Джин, в ролях: Хан Сок-кю, Сол Кюнг-гу, Чун Во-Хи
«Идол» — это затягивающий неонуарный триллер, в котором сначала ничего не понятно, а потом тоже ничего не понятно. А если серьезно, линий очень много, кто против кого, ясно не всегда. 90% времени это идет фильму на пользу — сюжет не отпускает ни на секунду. Но потом все начинает потихоньку превращаться в кровавую кашу, и каждый раз, когда ты думаешь: о, вот и конец, всплывают еще три трупа.
Кроме прочего, это очень вдумчивое исследование тактики поведения в экстремальных ситуациях. Вот вчерашний хороший человек внезапно пытает беременную женщину и переезжает кого-то на машине уже умышленно. И не то чтобы он стал плохим, просто путей отхода уже нет, спрятал труп один раз — теперь придется делать это постоянно.
Отдельные упоминания:
Золотой медведь, который сел в машину и сгорел: тошнотворная картина Фатиха Акина «Золотая перчатка», после просмотра которой хочется срочно принять душ.
Золотой медведь за перевоспитание: «Кожа» Гая Наттива. Это история жизни с ног до головы татуированного скинхеда Брайона Вайнднера. Неожиданно для самого себя он начинает задыхаться в маргинальном круге, который окружает его с ранних лет. В основу ленты легла короткометражка, номинированная на «Оскар-2019».
Шоколадный мишка за весеннее настроение: Доброта незнакомцев
Утешительный плюшевый мишка: достается вышеупомянутой македонской трагикомедии «Бог существует, ее имя — Петруния», которая осталась без главных наград.
Золотой медведь, который съел и выплюнул твой талант: Изабель Койшет. Каждый год, независимо от фильма.
Золотой медведь-откуп от итальянской мафии: всем фильмам об итальянской мафии в программе.
«Золотой медведь» за самых пугающих детей и заодно за самое красивое название: Répertoire des villes disparues Дени Коте
Серебряные медведи-меломаны (премия за наибольшее количество шазамов): вышеупомянутая «О, прекрасная ночь», а также китайский драматический детектив «Игра теней» — одна из последних работ покойного Йохана Йоханнсона.