Берлинале-2019: дневник 15 февраля
Cinemaholics Team,

Берлинский кинофестиваль вышел на финишную прямую: уже сегодня мы узнаем имена тех, кто заберет домой золотых и серебряных мишек. А пока рассказываем, что еще успели посмотреть: (очень) долгожданный фильм-концерт Ареты Франклин, картина о толстеющей мавританской невесте, сатирический хоррор из Сингапура, китайская детективная драма и документалка о фотожурналистке против итальянской мафии (да, опять).


Amazing Grace
Competition (Out of competition), документальный, реализовано Аланом Эллиоттом, в ролях: Арета Франклин, Александр Хэмильтон, Корнелл Дюпри, The Southern California Community Choir

201919019_3_RWD_1380

В 1972 году, на пике славы, Арета Франклин смело решила вернуться к музыке своего детства — госпелам. За две сессии в лос-анджелесской церкви она записала с Южнокалифорнийским хором живой альбом Amazing Grace, ставший самой успешной госпел-пластинкой всех времен. Для съемки концертов Warner Bros. выписали самого Сидни Поллака, который никогда раньше не снимал документалки и вообще в то время был в разгаре работы над «Иеремией Джонсоном», но в итоге согласился. К сожалению, по техническим причинам (потому что операторы были мудаки) отснятый материал очень долго лежал на полках, но наконец-то был собран воедино композитором и продюсером Аланом Эллиотом.

Полтора часа удовольствия, иначе не скажешь. Камера показывает нам мгновенный отклик на происходящее на сцене: крупные планы певицы чередуются с лицами украдкой плачущих музыкантов и восторженно аплодирующих зрителей (среди которых, кстати, мелькает молодой Мик Джаггер). За все время записи Арета произносит максимум пару фраз — и то, обращаясь к отцу или музыкантам на сцене. Очевидно, что она тут не для того, чтобы болтать.


Flesh Out
Panorama, реж. Michela Occhipinti, в ролях Sidi Mohamed Chinghaly, Verida Beitta Ahmed Deiche, Aminetou Souleimane

flesh_out-publicity_still-h_2019

Простая мавританская девушка Верида — невеста на выданье. Вот уже несколько месяцев богатые женихи обивают порог ее дома, однако жениться не зовут. Ведь она в свои 80 килограмм слишком худая для того, чтобы стать хорошей женой. У Вериды есть три месяца для того, чтобы поправиться до центнера. Родители, озабоченные будущим дочери, меняют ей рацион питания: теперь она есть по десять раз в день, чтобы как можно скорее набрать нужную массу тела. В какой-то момент Верида понимает, что такие перемены ей в тягость, однако многолетние семейные традиции не изменить одним махом.

Полнометражный дебют итальянского режиссера Мичеллы Очипинти легко спутать с документальным фильмом — и дело не только в манере съемки. К сожалению, в таких странах, как Мавритания, даже в XXI веке консервативные семьи занимают безусловное преимущество по численности. История Вериды основана на реальных событиях. Девушка, выросшая в эпоху феминизма, эмансипации, бьюти-блогов и социальных сетей, вынуждена следовать архаичным традициям, которым нет места в современном мире. Ритуальный свадебный обряд, больше похожий на насилие над собственным организмом, а также знакомство с другим мужчиной, порождает в ее сознании конфликт, в котором не найти компромисса. Ведь она живет в бесконечно устаревшем мире, который жестко придерживается своих правил.


Demons
Forum, реж. Daniel Hui, в ролях Hey Rui En, Eshley Gao, Glen Goei

image-w1280

Выпускник калифорнийского института искусств, режиссер сингапурского происхождения Daniel Hui исследует актуальную ныне тему харассмента в искусстве в мистической хоррор-комедии Demons, после которой все плохие фильмы фестиваля становятся не так уж важны. Ребята, это то, что мы с вами так давно ждали — остросоциальная сатира в лучших традициях раннего Томми Вайсо.

В центре сюжета — молодая актриса по имени Вики, которая находится в поисках перспективной роли. Судьба сводит Вики с Дэниэлем — талантливым режиссером, абьюзером и харассером в одном лице. Связь с кинематографистом подрывает психологическое состояние Вики, девушка попадает в настоящий сюрреалистический кошмар, где сон и реальность существуют нераздельно друг от друга. Во второй половине фильма фокус смещается на Дэниэля, который неожиданно оказывается геем-людоедом — его также преследуют призраки прошлого в лице странных пучеглазых домохозяек.

Совпадение имен режиссера и одного из главных героев фильма неслучайно — Дэниэл демонстративно иронизирует над обществом, ставя себя на место режиссера-злодея, а затем, по ходу сюжета, вовлекая в картину и самого зрителя, доводя все до откровенного абсурда. Следить за происходящим без перманентного облачка с вопросами в голове практически невозможно, и все же, довольно занятно. В финале двое главных героев встречаются в декорациях лучшей фантазии Дэвида Линча, чтобы толкнуть пафосную речь о природе искусства и сгинуть в пучине титров.


风中有朵雨做的云 / The Shadow Play / Игра теней
Panorama, реж. Лоу Е, в ролях Цзинь Божань, Сандра Ма, Эдисон Чен, Мишель Чэнь

the_shadow_play_still_1

Не Чжао Имоу единым. Детективная драма китайского режиссера Лоу Е, несмотря на свой жестокий двухчасовой хронометраж, смогла удержать большую часть зрителей в зале. И немудрено — всем хотелось узнать развязку лихо закрученной истории.

В центре истории — загадочная смерть главы комитета по строительству, расследованием которой занимается полицейский-новичок Ян Джадон. Почувствовав запах жареного, власть имущие отстраняют пытливого юношу от дела, однако он не намерен так просто сдаваться. С помощью дочери погибшего (ее зовут Сяо Руо), Ян Джадон продолжает раскрывать запутанное дело уже в Гонконге. В результате он попадает в настоящую паутину из лжи и интриг, в которой без лишней рюмки простому русскому человеку, увы, не разобраться.

Несмотря на то, что большую часть фильма отчаянно пытаешься удержать в голове имена всех главных персонажей, пропускаешь часть сюжета, а потом просто ничего не понимаешь, «Игра теней» действительно затягивает — красотой, стилем, структурой, красивой музыкой, в конце концов, написанной ныне покойным Йоханом Йоханссоном.


Shooting the Mafia
Panorama, документальный, реж. Ким Лонджинотто, в ролях: Летиция Баталья

201913596_2_RWD_1380

Летиция Баталья стала первой в Италии женщиной, которую взяли на работу в газету в качестве фотожурналистки. Она собиралась фотографировать женщин, детей, улицы, но через три дня после начала ее работы произошло убийство — первое из десятков тысяч убийств, которые она снимет на свою камеру.

Что ж, вот мы и добрались до последнего (третьего) на этом фестивале фильма про итальянскую мафию. Документалка с двусмысленным названием Shooting the Mafia сначала кратко рассказывает историю самой Летиции: счастливое детство, «встреча» с эксгибиционистом, несчастливое детство, несчастливое замужество, многочисленные молодые любовники, долгая реабилитация в психбольнице. Затем, ура, осознание того, что фотография — это призвание: «Я начала снимать в 40, и с этого началась моя настоящая жизнь. До этого я не была собой». Благодаря своим снимкам Летиция стала легендой движения против мафии не только в Палермо, но и на всей Сицилии. Десятки лет жизни, сопровождающиеся письменными и телефонными угрозами, плевками, сломанными камерами (и плюс-минус 1000 убийств в год) — вот цена, которую пришлось заплатить за то, чтобы лед тронулся. «Я хочу снять завесу романтичности, через которую все видят мафию. Я хочу их уничтожить».


Наши корреспондентки в Берлине Даша Постнова и Оля Смолина каждый день не высыпаются, чтобы рассказать вам самое интересное с полей фестиваля. Подписывайтесь на аккаунты Cinemaholics в социальных сетях, чтобы ничего не пропустить!

В Telegram мы оперативно делимся впечатлениями от просмотренных фильмов;
В Twitter в режиме реального времени рассказываем самое интересное с пресс-конференций;
В Instagram выкладываем фото и видео с самых главных событий.