Beat Film Festival-2018: Программа «Музыка»

Cinemaholics Team,

31 мая в Москве стартует один из самых важных фестивалей лета — Beat Film Festival. В этом году лайн-ап особенно беспощаден к тем, кто питает скромные надежды выспаться в июне: нас ждет более 30 документальных фильмов о музыке, искусстве и культурных героях, серия специальных показов и, конечно же, вечеринки — куда без них.

Мы по мере сил будем рассказывать вам о каждом разделе фестиваля, сегодня — программа «Музыка».

Расписание и билеты смотрите здесь.


Заткнись и играй на роле / Shut Up and Play the Piano
2018, реж. Филипп Йедике

Berlinale2018BestFilmsFinalbigimg2

Фильм немецкого режиссера Филиппа Йедике рассказывает нам о самом успешном (так, по крайней мере, он сам себя называет) музыканте Джейсоне Чарльзе Беке, более известном под псевдонимом Чилли Гонзалес. Человек-оркестр, прошедший путь от группы с красноречивым названием The Shit до премии «Грэмми», Гонзалес в упор не видит границы жанров, не страдает лишней скромностью и проживает жизнь за себя и вон того парня.

Йедике с легкостью, доступной лишь дебютантам (это его первая картина), миксует личное с публичным, свежие интервью с архивами, медийный миф и реальность, наводя лоск на гениально выстроенный образ гения-сумасброда. Где кончается Бек и начинается Чилли Гонзалес, не известно никому, но именно это так завораживает и цепляет. Фильм не пытается развести по разным каналам все многочисленные музыкальные амплуа Гонзалеса — скорее, наоборот, увлекательно отвечает на вопрос, как Чилли умудряется сочетать в себе столько несочетаемого и не ехать при этом крышей. Последнее, впрочем, далеко не факт.


DEPECHE MODE: 101
1989, реж. Д.А.Пеннебейкер

F4N5dVyKuNUaj7gBb4IV1R7qrLxCzptdSEuzqBabPAP

Режиссер Д.А. Пеннебейкер снял классический во всех смыслах документальный фильм о самом масштабном турне группы Depeche Mode, в рамках которого британские электронщики дали ровно 101 концерт. Здесь, как и в своих более ранних работах, Пеннебейкер придерживается метода «прямого кино», который он же сам и вывел — никакий постановочных сцен и подготовленных интервью, только live во всех смыслах этого слова.

Стиль Пеннебейкера определил формат музыкальных документалок на долгие годы вперед, и потому неудивительно, что фильм порой выглядит слишком незатейливым, а в свои лучшие моменты и вовсе напоминает серьезную версию «Это Spinal Tap». Ничего плохого в этом, конечно, нет. Тем более что за незамысловатой формой скрывается живой портрет как самой группы, так и соотвествующей эпохи.

Чередуя эпизоды в гримерках с историей фанатов, выигравших конкурс на попадание в фильм о Depeche Mode, Пеннебайкер полностью стирает границу между поклонниками и их идолами. В их мире нет места элитарности, группа и ее слушатели находятся на одной плоскости, вместе наслаждаются их общим творчеством, одинаково развлекаются и откровенно дурачатся. Пеннебейкер своим фильмом наглядно показывает, что название тура The Music for Masses — не лицемерие и не маркетинговый ход, а самое что ни на есть искреннее высказывание группы.


Наследие итало-диско / Italo Disco Legacy
2017, реж. Пьетро Антон

280x178_2

Итало-диско — один из самых бесстыдных жанров на планете, категория «так плохо, что аж хорошо», guilty pleasure в полный рост. В век ретромании весь этот синт-баблгам был открыт заново и неочевидным образом переработан в новую поп-культуру, а значит, самое время узнать, откуда неоновые реки текут. В отличие от создателей похожей по тематике «Тайной диско-революции», режиссер Пьетро Антон не накручивает вокруг предмета дополнительную фантасмагорию, а делает честную хрестоматию феномена по классической схеме.

По очереди выступают звезды жанра, постепенно подключаются видные поклонники (среди них — DJ Hell и Black Devil Disco Club), звучит подборка главных хитов, мелькают обложки винилов (незабываемые), в финале все дружно пытаются осмыслить скрытое величие этих пустяковых вроде бы песенок. Расцвет итало-диско пришелся на начало 80-х, и для поп-музыки там практиковался удивительно небрежный, практически инди-подход: песни писались как бы невзначай и забывались, выстрелит — хорошо, нет — и ладно, напишем еще. При этом жанру многим обязаны и техно, и chicago house, стартанувшие чуть позже и получившие куда больше признания. «Наследие», конечно, вещь в себе, подарок ценителям, однако фильм отлично рисует одну важную вещь: звездную пыль часто принимают за сор, имена атлантов, держащих небо, часто забываются, поэтому иногда необходимо возвращаться к корням — какими бы странными или нелепыми они порой не казались.


Слово-закон / Word is Bond
2018, реж. Саша Дженкинс

p4HZ3yzd695qJpuoN0CyAUpkOAu

В 2015-м году Саша Дженкинс выпустил бодрую документалку «На стиле» о уличной моде и главных вехах хип-хопа. Его новый фильм «Слово-закон» — еще более детальное исследование рэпа со всеми необходимыми реверансами и остановками.

Режиссер пытается разобраться в литературных основах жанра, обращаясь непосредственно к музыкантам. Артисты откровенно рассказывают о том, что для них значит честность и принцип word is bond. Настойчивый бит задает ритм фильму и ведет зрителей через всю Америку — от Бронкса до Лос-Анджелеса — выбирая рэп-точки, где артисты формировали свое послание, творили свою лирику. Важнейшие представители хип-хопа — Rakim, Nas, J.Cole, Anderson.Paak и Tech N9ne рассказывают о новой школе рэпа, о том, на какие компромиссы идут те, кто стал знаменитым, и о том, что гострайтерство для рэпера — это низко. В общем, как читал один русский рэпер: мое слово — это кокс, оно дорогого стоит.

Казалось бы, здесь так легко свалиться в банальность и сделать типичный фильм-хронику. Однако Дженкинсу удалось по-максимуму избежать штампов и полнокровно показать процесс создания музыки, не покидая естественную среду обитания музыкантов.


Куча искусства / A Bunch of Kunst
2017, реж. Кристин Франц

bok6-lauftext

Несмотря на то, что панк-дуэту Sleaford Mods респектует сам Игги Поп, а за последние несколько лет они переместились из задрипанных пабов на Primavera и Гластонбери, их сложно назвать рок-звездами. Если и есть у них какой-то золотой принцип, то он явно заключается в том, чтобы по максимуму избежать фальши. В век, когда слово «искренность» покрыто густым слоем иронии, их музыка — протест поневоле, прививка от болезненной тяги к коммерческому успеху, на которой помешался почти весь мир. Режиссерке Кристин Франц удалось добиться единства формы и содержания: ее фильм такой же небрежный, свободный, дурацкий и подкупающий, как и ее герои. Разговоры невпопад, замыленные снимки, грязный лязг концертов — ощущение, что случайно попал в гости к старым знакомым-раздолбаям, которые забыли «вырасти». И слава, в общем-то, богу.


Также в программе «Музыка»:
Nuntius: Jori Hulkkonen & Jimi Tenor (live), реж. Джими Тенор, Йори Хулкконен