C 1 по 14 августа пройдет наш любимый и дорогой Beat Film Festival, причем сразу в двух режимах — офлайн (Москва) и онлайн (Кинопоиск HD). Программа как всегда из серии «собери их всех», но мы помним, что людям иногда нужно спать, поэтому собрали лаконичный гид по фестивалю — десять картин, на которые обязательно стоит обратить внимание. В подборке есть фильмы из каждой секции, так что впечатление о лайн-апе она дает вполне четкое. Целиком же программу смотрите на официальном сайте фестиваля.
В погоне за Бэнкси
Гала-премьеры, реж. Аурелия Рувье, Шеймас Хэйли
Beat Film Festival
Как утверждал Джуд Лоу в сериале «Молодой папа», Бэнкси стал главным современным художником, потому что он не позволяет себе быть увиденным. И это правда — в эпоху мнимой прозрачности и постоянного наблюдения за чужими жизнями многие продолжают тянутся к загадочности, на которую всегда были богаты жизни некоторых артистов.
Создатели фильма одновременно и пытаются разгадать его личность, и готовы принимать его анонимность как факт: какая разница, кто он, если он разделяет наши ценности и выступает против несправедливости?
В погоне за Бэнкси: расписание и билеты
Мэйден
Гала-премьеры, реж. Алекс Холмс
Beat Film Festival
«Мэйден» — фильм о 12-ти спортсменках во главе с легендарной Трейси Эдвардс, решивших в 1989 году создать команду и отправиться в кругосветную регату Whitbread Round the World. До этого женщины могли участвовать в гонке разве что в качестве поварих.
Девушки сами отреставрировали старую лодку, нашли спонсора — и не только завершили путешествие, но даже выиграли несколько его этапов. Захватывающие документальные кадры здесь чередуются с интервью со спортсменками уже в наше время — и становится очевидно, что задор, позволивший им когда-то сломать стереотипы в парусном спорте, никуда не исчез. Лента стала настолько популярной в США, что даже вошла в документальный шорт-лист «Оскара»-2020.
Мэйден: расписание и билеты
По волнам: искусство звука в кино
Гала-премьеры, реж. Мидж Костин
Beat Film Festival
Мы привыкли к тому, что кино считается в первую очередь визуальным искусством, однако звук играет в нем далеко не последнюю роль. Более того, есть картины, которые звук в каком-то смысле «делает», — например, «Апокалипсис сегодня».
«По волнам» в некотором смысле восстанавливает историческую справедливость и воздает звуку в кино должное. Режиссерка фильма Мидж Костин (работала звукорежиссером на картинах Джона Уотерса и Тони Скотта) не только тщательно прослеживает эволюцию саунд-дизайна, но и умудряется объять необъятное: речь здесь идет не только и не столько о композиторах и (безусловно, по-своему увлекательной) технической стороне вопроса, но и о том, как много, на самом деле, кинозвук значит для больших художников типа Дэвида Линча или Стивена Спилберга.
По волнам: искусство звука в кино: расписание и билеты
Армия Плюс
Секция «Наперекор»; Луиза Детлефсен, Луиза Унмак Кьелдсен
Фото / Beat Film Festival
Главные героини «Армии Плюс» — датчанка, шведка и две норвежки. Фильм не претендует на звание пособия по активизму, не изучает дискриминацию по всему миру и в разных демографиях. Это скорее интимный портрет нескольких женщин из стран первого мира, которые учатся жить в собственных телах и противостоять общественному мнению — и делятся своей новой уверенностью со зрителем.
Армия Плюс: расписание и билеты
Разбитый нос, пустые карманы
Garage Screen: Переписывая реальность; реж. Билл Росс, Тернер Росс
Beat Film Festival
Один из ярчайших документальных фильмов прошедшего «Сандэнса», ловко размывающий границу между документальным и игровым, правдивыми эмоциями и «постановочными». Как пишет Эрик Кон (IndieWire): «грандиозный кинематографический обман и смелый эксперимент одновременно».
Чуткий докуфикшн демонстрирует историю последних дней некогда культового бара The Roaring 20's, чьи посетители, традиционно со сломанными носами и без копейки в карманах, травят байки давно минувших дней. И, как очевидно теперь из уже более чем ироничного названия бара (20-е прошлого столетия, разумеется) речь пойдет о самом страшном — ностальгии.
Разбитый нос, пустые карманы: расписание и билеты
Последние и первые люди
Garage Screen: Переписывая реальность; реж. Йохан Йоханнссон
Beat Film Festival
Дебютный и в то же время последний фильм исландского композитора, умершего в 2018 году. Изначально запланированный как перфоманс в сопровождении симфонического оркестра, после гибели создателя он разросся до настоящего magnum opus.
Формально «Последние и первые люди» основаны на одноименном фантастическом романе Олафа Стэплдона. Как и оригинал, — правда, в более сжатой форме — это кино повествует о гибели Земли и появлении новых, улучшенных человеческих цивилизаций, чья жизнь, впрочем, вскоре тоже оказывается под угрозой.
Последние и первые люди: расписание и билеты
Throbbing Gristle: Такой же другой, как я
Секция «Музыка», реж. Маркус Вернер Хэд, Дэн Фокс
Beat Film Festival
«Это было неизбежно, для этого пришло время. В слове industrial содержится ирония, потому что существует музыкальная индустрия» — так Дженезис Пи-Орридж, лидер группы Throbbing Gristle, говорил о создании лейбла Industrial Records. Мрачная четверка из Англии в 70-х совершила революцию, навсегда изменив представления о допустимости промышленного шума в музыке.
История стиля индастриал неразрывно связана с Throbbing Gristle; «Другой, такой же как я» идет по двум маршрутам сразу, воспевая великих экспериментаторов и освещая менее очевидные этапы развития жанра. Эта музыка будет вечной, потому что она постоянно перепридумывается — достаточно взглянуть, как далеко явные и условные последователи TG ушли от первоначальных идей.
Throbbing Gristle: расписание и билеты
Ништяк, браток
Секция «Наперекор», реж. Артур Джонс
Beat Film Festival
История о том, как вроде бы безобидный мем с лягушонком Пепе превратился в символ постироничной культуры 4chan, а потом и вовсе стал ассоцироваться с ультраправым движением в США (и даже повлиял на выборы президента), кажется довольно бредовой и абсурдной в пересказе. Но все приключения рисованного земноводного абсолютно реальны.
Пересказать эту историю средствами игрового кино — задача практически невозможная, поэтому Артуру Джонсу пришлось сделать «Ништяк, браток», один из самых поразительных документальных фильмов года. Эта картина — не только о меме и поразительно на него похожем инфантильном создателе, но и о том, как в эпоху интернет-социализма (все больше похожего на киберкоммунизм) ничто никому не пренадлежит, а единственно верным лозунгом будущего становится ироничное «в интернете кто-то не прав))0)».
Ништяк, браток: расписание и билеты
Под запись
Секция «Наперекор», реж. Кирби Дик, Эми Циринг
Beat Film Festival
Сексуальное насилие — тема не новая (как бы не хотелось в это верить сторонникам суждения «почему вы не говорили о домогательствах раньше»), но в наши дни она звучит все громче. Не последнюю роль, конечно, в этом сыграло дело Харви Вайнштейна, однако его кейс — лишь капля в море.
«Под запись» вскрывает еще одну темную тайну, а именно — недопустимое поведение Рассела Симонса, основателя легендарного лейбла Def Jam. Это история не только (и не столько) про очередного влиятельного мужчину, оказавшегося насильником, а про то, почему жертвы так долго молчат, и как движение #MeToo помогло сделать эту проблему максимально видимой.
Под запись: расписание и билеты
Фили. История одного лейбла
Национальный конкурс, реж. Андрей Айрапетов
Beat Film Festival
Олды, что называется, тут: «Фили» рассказывает историю компании Feelee, открывшую в свое время российским меломанам портал в нечто совершенно иное, сделав из места под названием Горбушка настоящую музыкальную мекку. Nick Cave and the Bad Seeds, Coil, Sonic Youth, я список групп прочел до середины. Режиссер Андрей Айрапетов показывает уникальный путь компании, без которой русский культурный ландшафт был бы совсем другим — куда более бедным.
Фили: расписание и билеты
Фото / кадр из арт-работы Тимофея Ради специально для Beat Film Festival