31 мая в Москве стартует один из самых важных фестивалей лета — Beat Film Festival. В этом году лайн-ап особенно беспощаден к тем, кто питает скромные надежды выспаться в июне: нас ждет более 30 документальных фильмов о музыке, искусстве и культурных героях, серия специальных показов и, конечно же, вечеринки — куда без них.
Для тех, кто совсем забыть про сон пока все-таки не готов, мы выбрали десять фильмов, на которые стоит обратить внимание в первую очередь.
Расписание и билеты смотрите здесь.
Грейс Джонс: Хлеб и зрелища / Grace Jones: Bloodlight and Bami
2017, реж. Софи Файнс
Программа «GRRRL Power»
Грейс Джонс. Модель. Певица. Актриса. Икона, по влиятельности сравнимая разве что с Дэвидом Боуи. Простой человек? А можно ли быть одновременно символом такого масштаба и простым человеком?
Ответ на этот вопрос Софи Файнс, прекрасная документалистка, подарившая нам «Киногиды извращенца», ищет в течение всего фильма. И наверняка искала в течение всех долгих лет, пока неотступно следовала за Джонс с камерой. При этом присутствие режиссера здесь незаметно от слова совсем: мы просто идем за певицей в студию, на концерт, на семейный праздник. Здесь не будет ни хронологии, ни геолокации, ни табличек с именами — только личность со всех ракурсов и углов. Этот фильм — настоящий подарок для тех, кто хорошо знаком с карьерой и жизнью Грейс Джонс: он станет завершающим аккордом, превращающим сухие факты в объемную картину. Новичкам же можно пойти от обратного.
Матанги / Майя / M.I.A.
2018, реж. Стивен Лавридж
Программа «GRRRL Power»
Картина о певице M.I.A. — не совсем обычная документалка: в ней нет практически ничего, что можно было бы ожидать в фильме о поп-звезде. Это скорее попытка показать, какое огромное количество вещей заметно или незаметно влияет на становление нашей личности. Именно из неочевидных деталей на наших глазах формируется бэкграунд артистки. А он там ого-го какой: Майя родилась на Шри-Ланке в семье основателя террористической группировки «Тамил» и в возрасте девяти лет эмигрировала с матерью в Лондон. Музыкальная карьера Майи при этом намечена пунктиром: вот тур с Elastica в качестве документалиста и дружба с Джастин Фришманн, вот она напевает на камеру Paper Planes с белокурым мальчиком, которого весь мир потом узнает под именем Дипло, вот тридцать секунд молодого улыбающегося Спайка Джонза, снимающего про нее материал для BBC.
В фильме очень много фрагментов, когда-то снятых самой певицей — она изначально хотела стать документалистом. Из-за этого в какой-то момент в голове возникает сильный диссонанс: в основном это очень личные материалы, и от такой честности становится не по себе.
Silvana / Сильвана
2017, реж. Мика Густавсон, Оливия Кастебринг, Кристина Циобанелис
Программа «GRRRL Power»
Что мы знаем о Швеции? Либеральная миграционная политика, легальность однополых браков, высокий уровень личной безопасности — все если не идеально, то точно неплохо. «Нет-нет-нет-нет, — говорит нам эмигрантка, феминистка, лесбиянка, хип-хоп-артистка Сильвана Имам, — сейчас я расскажу вам, как на самом деле обстоят дела».
Посыл творчества девушки отчасти повторяет знаменитую цитату ее кумира Курта Кобейна: «Если ты гомофоб, расист, сексист... то у тебя маленький член, иди поцелуй свою свастику». Невозможно также не отметить галантный оммаж Pussy Riot в самом начале фильма: ночь, улица, фонарь, ой, то есть, церковь, балаклава. История Сильваны во многом перекликается с историей Майи — обе знают о войне не понаслышке (отец Сильваны родом из Сирии, девушка часто бывала в Дамаске), видели некоторое дерьмо и не собирались об этом молчать. Что говоришь, женщины не могут читать рэп? Высокая блондинка с голубыми глазами не похожа на хип-хоп-исполнителя? Стой и никуда не уходи, я сейчас возьму мегафон.
Фильм искрится энергией настолько, что не подходи — убьет. Один человек способен изменить многое: он может вести за собой людей, поддерживать их, быть ролевой моделью, которой иногда так не хватает. В то же время Сильвана — и ее легко понять — сама обо всем этом думает в ключе «Не могу поверить, что мне все еще приходится за это протестовать»: «Почему мы вообще должны тратить время на обсуждение естественности отношений мужчины с мужчиной и женщины с женщиной?» How come? Вопросов, как всегда, больше, чем ответов, иногда просто приходится принимать тот факт, что некоторые люди — мудаки.
The Price of Everything / Всему есть цена
реж. Натаниель Кан, в ролях: Эми Капелаццо, Джордж Кондо, Njideka Akunyili Crosby, Стефан Эдлис, Джефф Кунс
Программа «Искусство: цены и ценности»
Неоднократный номинант на «Оскар» режиссер Натаниэль Кан на этот раз выступил в роли виртуозного интервьюера, который на расстояние вытянутой руки подобрался к огромному количеству влиятельных фигур из мира современного искусства. Он беседует с одним из самых почтенных коллекционеров Стефаном Эдлисом, блуждает по аукционным домам Sotheby's и Christie’s, параллельно заглядывая в мастерские и галереи.
«Цена всего» — это отличный проводник по предметам искусства, истинную ценность которых определить рядовому зрителю чрезвычайно сложно. Красота, как известно, в глазах смотрящего, а цена легко набивается честолюбием, человеческой фантазией и дикими причудами коллекционеров. Так, например, один из самых известных знатоков современного искусства Стэнли Сигер, приобретая на аукционе прескверный рисунок Пабло Пикассо, сказал: «Знаете, я просто не мог его не купить. Он настолько неудачный, что надо было любым способом изъять его из обращения».
Лица, деревни / Faces Places
2017, реж. Аньес Варда
Программа «Искусство: цены и ценности»
Королева французской «новой волны» Аньес Варда и уличный художник с лаконичным именем JR в рамках совместного арт-проекта катаются по захолустьям Франции. Там они беседуют с местными, причем со всеми без разбора: дочь шахтера, многодетная мать, иногда в кадр попадают даже животные. Калейдоскоп личных историей складываются в летопись деревенской жизни, в которой нет место официозу или пафосу: только живые голоса. Согретая солнцем документалка о жизни как чуде в прошлом году пролетела мимо «Оскара», но Аньес, конечно, не нужны никакие награды — нет сомнений, фильм и без них найдет своего зрителя.
Заткнись и играй на роле / Shut Up and Play the Piano
2018, реж. Филипп Йедике
Программа «Музыка»
Фильм немецкого режиссера Филиппа Йедике рассказывает нам о самом успешном (так, по крайней мере, он сам себя называет) музыканте Джейсоне Чарльзе Беке, более известном под псевдонимом Чилли Гонзалес. Человек-оркестр, прошедший путь от группы с красноречивым названием The Shit до премии «Грэмми», Гонзалес в упор не видит границы жанров, не страдает лишней скромностью и проживает жизнь за себя и вон того парня.
Йедике с легкостью, доступной лишь дебютантам (это его первая картина), миксует личное с публичным, свежие интервью с архивами, медийный миф и реальность, наводя лоск на гениально выстроенный образ гения-сумасброда. Где кончается Бек и начинается Чилли Гонзалес, не известно никому, но именно это так завораживает и цепляет. Фильм не пытается развести по разным каналам все многочисленные музыкальные амплуа Гонзалеса — скорее, наоборот, увлекательно отвечает на вопрос, как Чилли умудряется сочетать в себе столько несочетаемого и не ехать при этом крышей. Последнее, впрочем, далеко не факт.
Наследие итало-диско / Italo Disco Legacy
2017, реж. Пьетро Антон
Программа «Музыка»
Итало-диско — один из самых бесстыдных жанров на планете, категория «так плохо, что аж хорошо», guilty pleasure в полный рост. В век ретромании весь этот синт-баблгам был открыт заново и неочевидным образом переработан в новую поп-культуру, а значит, самое время узнать, откуда неоновые реки текут. В отличие от создателей похожей по тематике «Тайной диско-революции», режиссер Пьетро Антон не накручивает вокруг предмета дополнительную фантасмагорию, а делает честную хрестоматию феномена по классической схеме.
Слово-закон / Word is Bond
2018, реж. Саша Дженкинс
Программа «Музыка»
В 2015-м году Саша Дженкинс выпустил бодрую документалку «На стиле» о уличной моде и главных вехах хип-хопа. Его новый фильм «Слово-закон» — еще более детальное исследование рэпа со всеми необходимыми реверансами и остановками.
Режиссер пытается разобраться в литературных основах жанра, обращаясь непосредственно к музыкантам. Артисты откровенно рассказывают о том, что для них значит честность и принцип word is bond. Настойчивый бит задает ритм фильму и ведет зрителей через всю Америку — от Бронкса до Лос-Анджелеса — выбирая рэп-точки, где артисты формировали свое послание, творили свою лирику. Важнейшие представители хип-хопа — Rakim, Nas, J.Cole, Anderson.Paak и Tech N9ne рассказывают о новой школе рэпа, о том, на какие компромиссы идут те, кто стал знаменитым, и о том, что гострайтерство для рэпера — это низко. В общем, как читал один русский рэпер: мое слово — это кокс, оно дорогого стоит.
Без кубков и медалей
2018, реж. Тимоти Джордж Келли, Саша Кулак, Ростислав Смирнягин, Филипп Задорожный и Таир Полад-заде
Программа Brandbeat
Подарок всем, кто ждет чемпионата мира по футболу — бодрая документалка про русский любительский футбол. Команда из молодых режиссеров исследует тайную жизнь главного вида спорта страны, скрытую от софитов и громких заголовков. Фильм раскладывается на три истории: воспитанника детдома Рыжего из Владивостока, модников из Москвы и отважных девушек с Кавказа. Такие разные судьбы объединяет одно — пламенная страсть к футболу, которая для этих людей значит гораздо больше, чем просто интересный способ провести досуг.
100 лет дизайна
2018, реж. Bang Bang Education Онлайн-школа дизайна и иллюстрации
Программа «Специальные показы
«100 лет дизайна» — проект онлайн-школы дизайна Bang Bang Education при поддержке Издательства Яндекса, охватывающий 20 объектов, 20 героев и 20 дат, сыгравших ключевые роли в истории дизайна. Путешествие начинается в 1918-м году и заканчивается в 2018-м, давая простор для сотни пометок в записной книжке. Шрифты, стили, история, главные персонажи — в общем, здесь все что вы хотели знать о дизайне, но не знали, у кого спросить.