Прибытие / Arrival
Режиссер: Дени Вильнёв
В главных ролях: Эми Адамс, Джереми Реннер, Майкл Стулбарг, Форест Уитакер
Дата премьеры: 11 ноября
Любые попытки хоть что-то рассказать о сюжете картины неминуемо приводят к спойлерам, поэтому нам не остается другой альтернативы, кроме как уместить синопсис в анекдотичную фразу «только прибытие инопланетян может заставить объединиться технаря с гуманитарием».
Такая сложность вызвана нелинейным повествованием фильма, на протяжении которого Дени Вильнёв разбрасывает подсказки, не дает ни на что точных ответов и играет со зрителем в кошки-мышки, оттягивая момент осознания происходящего. Но победителем из этого соревнования на самом деле выйдет не тот, кто первым угадает развязку, а тот, кто сможет ее принять. Благодаря тому, что режиссер стремится вызвать эмоциональное потрясение, а не кратковременный вау-эффект, его картина не потеряет в качестве при повторном просмотре, как это случается с фильмами-заложниками своих сюжетных поворотов.
Взявшись за блокбастер и научную фантастику, Вильнёв тем не менее не теряет своего лица. Даже технически «Прибытие» не похоже на жанровые картины последних лет, оно больше тяготеет к старой школе и литературным собратьям: выцветшая, будто подернутая дымкой картинка; зловещий солярисовский туман, который скрывает лаконичный быт пришельцев; герой на грани сна и реальности; долгие планы и музыкальное сопровождение, в котором тишина важнее звуков, — все это вызывает холодную отрешенность и вместе с тем незаметно для зрителя зарождает в нем чувство животного страха и какой-то болезненности. Уверенность, с которой Вильнёв вплетает в масштабный студийный фильм авторские атрибуты, вселяет надежду на успех будущего проекта режиссера — сиквела «Бегущего по лезвию».
Отказавшись от жанровых клише, создатели не дают пришельцам разрушить ни одного здания, а человечеству доказать свою жизнеспособность в боевых стычках. Вместо бравирования мышцами картина предлагает людскому роду поупражняться в умственном труде. Выйдя за рамки типичного межпланетного противостояния, Вильнёв не просто наводит фокус на человека, но и рассматривает его как главный источник агрессии, который всегда судит со своей перспективы, мечом порождает меч и отказывается преодолеть разобщенность — стену на пути к прогрессу. В подаче этих больших и пафосных тем создателям удается обойтись без громких фраз. Они не пытаются завуалировать мораль, но вместо того, чтобы с пеной у рта что-то доказывать, терпеливо ждут, пока зритель сам придет к пониманию. Однако эта размеренность вовсе не означает, что происходящее на экране не захватывает, все в точности наоборот — все время приходится находиться в позиции напряженного выжидания: кто на самом деле враг? От кого стоит ждать опасности?
И будто мало было поднято философских вопросов, режиссер вплетает еще одну сюжетную линию, которая поначалу покажется лишней и чересчур сентиментальной, а на деле раскроет ключевую тему всей картины. И главное достоинство этой ветки отнюдь не в эффекте бомбы (который для внимательного зрителя наступит чуть раньше времени) и даже не в трогательности истории. С ее помощью Вильнёв делает то, чего не удалось Нолану в «Интерстелларе»: без сложных физических расчетов, без слез и истерик он доносит до зрителя то вечное, о чем говорить громко просто неприлично. И хотя кто-то будет винить создателей за фатализм и даже упрекнет их в пессимистическом настрое, на самом деле, «Прибытие» — о свободе выбора и светлом, порой фатальном чувстве любви, которое позволяет любую превратность судьбы встречать строчками небезызвестного стихотворения: «За мученья, за гибель – я знаю – Все равно: принимаю тебя».
[Анастасия Муяссарова
](http://cinemaholics.ru/author/anastasiia)