Beat Film Festival 2017: «Все эти бессонные ночи»

Мария Ремига,

Wszystkie nieprzespane noce / Все эти бессонные ночи
Режиссер: Михал Марчак
В главных ролях: Кшиштоф Багински, Михал Хуща, Ева Лебёф
Преиьера в РФ: 25 мая в рамках Beat Film Festival

Кшиштоф и Михал — два раздолбая из Варшавы, чье расписание состоит в основном из околачивания груш, вечеринок и сеансов расширения сознания всеми доступными способами. Все идет прекрасно, пока Кшиштоф не влюбляется в бывшую девушку своего лучшего друга. Дружба трескается, как яичная скорлупа, все трое вскоре стремительно расходятся по разным дорогам, а Кшиштоф все глубже погружается в хаос собственного одиночества.

У режиссера Михала Марчака сложилась довольно причудливая карьера: учился в Калифорнийском Институте Искусств и в Академии изящных искусств в Познани, снимал про русских пограничников в Сибири, потом дебютировал в режиссуре лентой про экоактивистов, ставящих порнофильмы во имя добра и — в качестве вишенки на торте — делал короткие видео для Radiohead. «Все эти бессонные ночи» — достойное продолжение линии, раскованная драма, где граница между игровым и документальным кино непринужденно стирается в порошок (видимо, в белый, учитывая характер досуга героев). «Актеры» исполняют роли самих себя и тем самым не только выносят на общее обозрение предельно личные вещи, но и реконструируют хронику краха дружбы и надежд.

Здесь замечательная камера, которая как будто живет сама по себе и совершенно не фильтрует происходящее, не стесняется пауз, неловкостей, банальностей. В этом сила и слабость фильма: с одной стороны, это очень свободное, живое кино, недисциплинированное в хорошем смысле слова, с другой — этой свободой легко захлебнуться. Эпизоды растягиваются и повторяются, неотредактированный поток событий становится все гуще, и порой кажется, что ты тонешь в чужих эмоциях без возможности что-либо осмыслить. Это по-своему занятное ощущение, но не самое комфортное, чего уж там.

Наверное, ленте не помешало бы быть чуть покороче и чуть сфокусированней, однако к финалу режиссер как будто подкручивает шкалу резкости и выводит своего героя на свет после долгой темной бессонной ночи, полной наркотиков, танцев, любви и потерь. Фильм завершается наивной и прекрасной сценой, где фигурируют парк, микрофон и костюм кролика, и никаких ответов на важные, казалось бы, вопросы, не получают ни герои, ни зрители. В общем, как пелось (точнее, читалось) в одной песне — ты однажды проснешься и поймешь: это просто кончается детство.

Полную программу фестиваля и билеты на сеансы вы найдете тут.