Сомнительная афиша 03.12-10.12

На этой прокатной неделе выбирать легко, главных фильма три: готическая психодрама «Ширли» с блистательной Элизабет Мосс, камерная мелодрама про любовный треугольник «Трое» Анны Меликян и короткометражный, но важный «Человеческий голос» Педро Альмодовара.


Shirley / Ширли

Реж. Жозефин Декер, в главных ролях: Элизабет Мосс, Одесса Янг, Майкл Стулбарг, Логан Лерман

Фильм Жозефин Декер («Мадлен Мадлен») о Ширли Джексон (матери американского ужаса 20 века) — не байопик в традиционном понимании, а скорее экранизация ее ментальных страданий, кино о творческой манипуляции.

Несмотря на очевидные рефрены фильма: мэйлгейз («Ширли, это потрясающая книга, но у меня есть пара замечаний», — как скажет ей муж, по совместительству литературный критик) и доминирующий патриархат (даже в кругах прогрессивной интеллигенции), фильм — отнюдь не лобовое служение актуальной повестке. Он — ее обратная сторона, мудрость о творческой выгоде, извлеченной из страданий и упадка. Пусть не этапный (см. «Мадлен Мадлен»), но важный шаг в карьере для Жозефин Декер, где она впервые снимает не по своему сценарию.

После неожиданного успеха рассказа «Лотерея» в конце 40-х, Ширли (Элизабет Мосс) мучительно готовит себя к новому роману. Ее нездоровым вдохновением становятся загадочное исчезновение студентки в лесах Вермонта и молодожены Роуз (Одесса Янг) и Фред (Логан Лерман), так кстати попросившие ночлега во время академической командировки мужа. Оба случая видятся ей как общая сексистская тенденция, в которой девушки становятся жертвами устоев патриархального общества, последовательно и негласно обесценивавшего противоположный пол.

Но ей ничуть не жаль ни бедных девочек, ни саму себя. Она не наматывает сопли на кулак и не пишет дешевую сентиментальную дурь в защиту всех женщин мира. Напротив, Ширли манипулирует естеством ради той литературной «правды», которая ей так нужна для складного романа. Ведь вскоре реальная правда устареет так же быстро, как написанная новая станет диктовать будущее.

Стоит смотреть, если:

photo_2020-10-23_23-37-35

Не стоит смотреть, если

  • Мне не нужен фенеизм!!!

Трое

Реж. Анна Меликян, в главных ролях: Константин Хабенский, Виктория Исакова, Юлия Пересильд

Анна Меликян не бросает привычку говорить о Боге, любви и тысяче других вселенских проблемах в рамках одного фильма, но после вроде бы магнум опуса «Фея» в новой работе «Трое» амбиции слегка поубавились. Отчасти причина еще и в минималистичности формы: камера держит в фокусе лишь трех героев любовного треугольника, делая остальных действующих лиц либо частью заблюренного фона, либо превращая их в закадровых персонажей, от которых останутся только одни голоса (если распознаете, какую роль исполнил Незлобин, можете, наверное, собой гордиться).

Хабенский, Исакова и Пересильд схлестываются в романтической битве за партнера — настолько же, на первый взгляд, старомодной, насколько и модернистской по своей сути. Мелодраматические коллизии в руках Меликян превращаются в очередную попытку охватить трансцендентную суть мира, но с одним важным изменением: запутанные философствования тут обрамляет настоящий кинематографический аттракцион из вереницы сумасшедших приемов. Один из них — финальный — так ловко разрушает (хотя скорее расширяет, ведь идейно Меликян очень далека от деструктива) пространство фильма, что у морально неподготовленного зрителя может закружиться голова.

Стоит смотреть, если:

Не стоит смотреть, если

  • После «Феи» меликян побаиваетесь

The Human Voice / Человеческий голос

Реж. Педро Альмодовар, в главных ролях: Тильда Суинтон, Агустин Альмодовар, Пабло Альмодовар, Мигель Альмодовар

Короткометражный фильм по мотивам одноименной пьесы Жана Кокто, первый англоязычный кинопроект Педро Альмодовара. В центре сюжета — женщина, которая символическим жестом, уничтожая предмет мужского гардероба, прощается со своим возлюбленным. Он скоро женится, и их связь навсегда прервется.

«Человеческий голос» в каком-то смысле продолжает линию «Боли и славы»: снова пронзительная история, где центральный персонаж борется с призраками прошлого. Только на этот раз интонация еще более интимная, драма еще более камерная, все внимание — на одной актрисе, Тильде Суинтон, которая, конечно, здесь бесподобна.

Стоит смотреть, если:

  • 30 минут наедине с Тильдой? Ни слова больше!

Не стоит смотреть, если

  • Слишком больно, до свидания

Daman akeseo guhasoseo / Избави нас от лукавого

Реж. Хон Вон-чхан, в главных ролях: Хван Джон-мин, Ли Джон-джэ, Пак Чон-мин, Пак Со-и

Корейская хитяра про противостояние киллера с принципами и киллера без принципов. У себя на родине фильм держит вторую строчку в годовом топе бокс-офиса, хотя, конечно, это такой товар на экспорт, боевик, прошедший через голливудские фильтры.

Главная, пожалуй, сила фильма — актерский дуэт Хван Джон-мина и Ли Джон-джэ, ранее блиставшем в гангстерской драме «Новый мир». Кроме того, оператор Хон Гён-пхё ( «Паразиты», «Пылающий») внес максимум визуального разнообразия в достаточно стандартный (хоть и крепко сделанный) боевик. Если вам нравятся истории про жажду мести и злобных якудза без особых изысков, то «Избави нас от лукавого» определенно скрасит ваш вечер.

Стоит смотреть, если:

  • Любите корейское кино настолько, что смотрите все новинки

Не стоит смотреть, если

  • Предпочитаете более аутентичные варианты

The Stand In / Дублерша

Реж. Джеми Бэббит, в главных ролях: Дрю Бэрримор, Майкл Зеген, ТиДжей Миллер, Холланд Тейлор

Голливудская комедиантка Кэнди Блэк устроила скандал на съемочной площадке, будучи не совсем трезвой, и запись ее драки попала в сеть. На этом карьера женщины закончилась, и она спряталась в особняк на пять лет, где преимущественно бухала, забыв про налоги. У нее предсказуемо начались проблемы с законом и суд обязал бывшую звезду лечь в рехаб, однако предприимчивая Кэнди отправила туда свою дублершу Полу. Та оказалась еще более предприимчивой, обманув персонал и теперь, кажется, готова отобрать у своей работодательницы всю славу.

Дрю Бэрримор часто достаются проекты, для которых она слишком хороша, но тут, по крайней мере, есть нечто личное: у актрисы тоже были скандалы с рехабами и, кажется, в «Дублерше у нее хватает мужества и остроумия как-то над этим поиронизировать. С другой стороны, так мало стало фильмов с Дрю, что совсем уж ими разбрасываться как-то странно, даже если это типичная голливудская комедия про проблемы белых людей.

Стоит смотреть, если:

  • Дрю — богиня

Не стоит смотреть, если

  • Вы слишком серьезны

Что еще:

Криминальные боссы — Лиам Хемсворт, Винс Вон и Джон Малкович сражаются за власть в преступном мире.
Преступить черту — испанский триллер про роковую страсть с Марио Касасом в главной роли.
Комета Галлея — российская новогодняя комедия, где судьбы разных людей загадочно переплетаются...в общем, все как обычно, приготовьтесь, что в ближайшее время увидите еще сто таких.
Сумасшедшая любовь — непростая мелодрама о парне с шизофренией, который пытается найти свое место в мире.
Нерка. Рыба красная — красивый док о ловле красного лосося, которым кормится вся Камчатка.