Reality Bites

Рита Синютина,

«Реальность» — это не только название фильма, но и имя одного из центральных персонажей, маленькой девочки (Кайла Кенеди), которую отец любит брать с собой на охоту. На этом увлекательные хобби главы семейства не заканчиваются — еще он занимается таксидермией. Однажды, наблюдая за тем, как отец вспарывает брюхо кабану, Реальность увидела выпадающую с кишками синюю VHS-кассету. Родители ей не верят и не хотят даже проверять, ведь кабаны кассет не глотают.

Джейсон (французский комик Ален Шаба) работает третьим оператором на невыносимом утреннем кулинарном шоу. Отчасти шоу невыносимо из-за скучного ведущего в костюме крысы, который еще и постоянно чешется (Джон «Наполеон Динамит» Хидер). Амбиции Джейсона приводят его к продюсеру Бобу Маршаллу (Джонатан Ламбер) с питчем фильма «Волны» — о том, что телевидение делает людей тупыми, а потом убивает. Буквально. Продюсеру эта идея нравится, только, чтобы получить окончательное одобрение, Джейсону нужно за три дня найти идеальный агонизирующий вопль для сцен смерти.

«Реальность» Квентина Дюпье («Шина», «Неправильные копы») — это своеобразная лента Мебиуса: явь, сон и кино причудливо переплетены, одно перетекает в другое, чтобы потом оказаться третьим. Завязка с поиском идеального крика для фильма может напомнить о «Проколе» Брайана де Пальмы, но тут Дюпье ступает скорее на поле Дэвида Линча, с Music with Changing Parts Филипа Гласса вместо Бадаламенти. Только вот снабжать свой фильм подсказками (как это сделал наш любимый дед с «Малхолланд Драйвом») Дюпье вряд ли будет, потому что его гордиев узел изначально не предназначен для распутывания. Даже ответ на загадку синей кассеты хоть и вызовет групповое «ах» у аудитории, но затянет этот узел еще туже.

Именно ни к чему не приводящая концовка и странность ради странности (Кто вообще зовет свою дочь Реальность? Зачем для кулинарного шоу с Наполеоном Динамитом четыре камеры и каким образом у него вообще есть фанаты, которые даже присылают письма? Почему дерматологом работает человек в струпьях? Почему я смотрю этот фильм, когда я мог выпить в баре вместо этого?) взбесила многих критиков. Подобно Реальности, многие в конце сеанса скажут «Мне тошно от этого фильма» и сделают то же, что она сделала со злополучной VHS-кассетой.

Безусловно, кино снято не только ради того, чтобы доводить до исступления любителей поиска глубинного смысла. Дюпье есть, что сказать, но какого-то огромного откровения ждать не стоит. Если не боитесь отсутствия привычной структуры, то советую заглянуть в эту кроличью нору — приключение будет увлекательным.

Рита Синютина