75-й Венецианский кинофестиваль: день третий и четвертый
Cinemaholics Team,

К пятнице на фестиваль, кажется, съехалась половина Италии, чтобы просто побродить по набережной или ухватить за локоть своего кумира на красной дорожке. Мы же, как тут принято, заводим будильник на пять утра и отправляемся в беспощадный бой за лучшие места у экрана и на пресс-конференциях.

Кстати, о последних! На третий день мы символично попали на все три («Нон фикшен» Ассайаса, «Звезда родилась» Брэдли Купера и «Баллада Бастера Скраггса» братьев Коэн). В целом, все интересное, что на них происходит, мы сразу транслируем в твиттер или выкладываем в инстаграм. Из невошедшего: Брэдли Купер не знал, что Леди Гага, как и он, имеет итальянские корни, и что у обоих в родословной значится фамилия Кампана (по такому поводу во время съемок они бессовестно объедались пастой). Коэн признались в любви фильмам-антологиям, Netflix и инструментальной музыке. Ассайас же много философствовал и рассуждал о трансформации общества в эпоху цифровой революции.

А теперь о том, что нам удалось посмотреть.


Баллада Бастера Скраггса / The Ballad of Buster Scruggs
реж. Джоэл и Итан Коэн, в ролях: Джеймс Франко, Лиам Нисон, Дэвид Крамхолц, Тим Блейк Нельсон, Зои Казан, Том Уэйтс

Заявленный изначально как сериал, новый проект братьев Коэн было решено переделать в полнометражный фильм (спасибо Netflix), результат закономерным образом завис где-то посередине. Шесть разных историй выглядят как иллюстрированный сборник коротких рассказов, где перед началом каждой новой повести рука переворачивает страницу. Сюжет галопом несется по головам почти всех главных героев, не щадя ни истерчно-смешного Бастера Скраггса в кипельно-белом костюме, ни персонажа Джеймса Франко (самый короткий отрывок, мы будем жаловаться).

Коэн давно зарекомендовали себя как знатоки вестерна, поэтому открыть для себя в фильме что-то новое вам вряд ли удастся. Здесь все по законом жанра, где на каждый лоб найдется своя пуля. Художники и гримеры заморочились над каждой деталью фильма, от костюмов до ногтей, а оператор Брюно Дельбоннель («Амели», «Внутри Льюина Дэвиса») и композитор Картер Беруэлл («Семь психопатов», «Железная хватка») сделали все возможное, чтобы все эпизоды были динамичными и зритель не скучал. Так что если подводить итог, то «Баллада Бастера Скраггса» — это национальная притча, передающаяся из поколения в поколение, реверанс американскому наследию ковбойских сапогов и галонных шляп.

the-ballad-of-buster-scruggs-image-credit_-netflix


Звезда родилась / A Star Is Born
реж. Брэдли Купер, в ролях: Леди Гага, Брэдли Купер, Сэм Эллиотт, Дэйв Шаппелл, Энтони Рамос

Конечно, мы рады за Брэдли, парень молодец, что начал снимать, запал есть, потенциал тоже. Но ему, прежде чем браться за проект в новой должности, надо было сесть и успокоиться. Сценарий вышел каким-то дерганным: Брэдли будто сам загнал себя в рамки жанра и не знал, как из них выбраться. Поэтому концовка вышла просто из ряда вон: главный герой своими действиями полностью противоречит собственным убеждениям и жизненной философии, которыми он накачивал персонаж Леди Гаги. Такая смена жизненной позиции иногда работает, если у персонажа наступает момент прозрения, и он понимает что-то важное, но тут в точности наоборот.

Леди Гага чувствует себя уверенно в качестве актрисы. Видно, что старается. Поет много, так что если вы вдруг не большой фанат ее музыкального творчества, можете немного утомиться. В целом картина небезнадежная, хоть и собрана из штампов и соплей. Куперу, очевидно, надо искать свой голос, а не полностью растворяться в чужом опыте.

0545a352365bcf344de764014ba9be0a-1


Петерлоо / Peterloo
реж. Майк Ли, в ролях: Рори Киннер, Максин Пик, Пирс Куигли, Том Мередит, Дэвид Мурст, Рейчел Финниган

«Петерлоо» Майка Ли — великая картина великого художника. Его экранизация знаменитой манчестерской бойни – будто ожившее полотно Делакруа, красивое и мастерски сделанное кино.

Действие разгоняется с такой же скоростью, как и сюжет в книгах большинства классиков 19-го века, то есть очень медленно. За это время мы знакомимся со всеми героями (их много), каждого из которых узнаем чуть ли не лучше себя, и погружаемся в атмосферу того времени. В фильме довольно много пересекающихся линий с разными персонажами, но ты все равно не теряешь фокус и не путаешься в лицах.

Атмосфера постепенно накаляется, и чем ближе мы подходим непосредственно к финальной битве, тем сильнее в воздухе ощущается напряжение и предчувствие трагедии. Кульминационная сцена просто до неприличия хороша (Майк Ли сказал, что это благодаря оскароносному монтажеру Джону Грегори). Чем ближе к финалу, тем больше думаешь о том, что всего можно избежать. Ощущение примерно такое же, как при пересмотре «Титаника», когда тайком надеешься, что на этот раз Лео не умрет. Факты становятся не важны, слушаешь только свое сердце, которое отчаянно не хочет верить в печальный исход.

02928383


Акварель
реж. Виктор Косаковский

Вне конкурса прошел показ картины «Акварель» известного режиссера-документалиста Виктора Косаковского. Это первый фильм за всю историю кино, снятый в формате 96 кадров в секунду. Для сеанса потребовался специальный проектор, потому что техники, которая могла бы показывать полнометражные ленты, созданные подобным образом, до этого момента не существовало.

В фильме Косаковского нет закадрового голоса и сюжета, а герой здесь один — H2O во всех состояниях. По словам режиссера, все движения воды фиксировались с довольно маленького расстояния, но благодаря качеству изображения выглядит все это как планы, снятые с высоты. Картина при этом по темпу очень бодрая, к тому же за кадром периодически играет хард-рок, что дает пинка для ускорения.

За полтора часа здесь успевают сойти ледники, пролиться порывистые дожди, а иссиня-черные волны плещутся на экране так, будто вот-вот окатят весь зрительный зал. По итогу, правда, кино не сильно отличается от программ National Geographic, но комбинация технологического прорыва и человеческой вовлеченности в проект здесь опредленно сработали как надо.

aquarela


Суспирия / Suspiria
реж. Лука Гуаданьино, в ролях: Дакота Джонсон, Тильда Суинтон, Миа Гот, Лутц Эберсдорф, Ангела Винклер

В субботу ажиотаж по поводу показа «Суспирии» чувствовался еще на Костелло, людей, желающих переправиться на Лидо было в три раза больше обычного. Думать надо было быстро и, как выход, юыло принято решение ехать в обход на другую сторону острова. Успели! Снова большая очередь. Прошли. Выдохнули. Пустили заставку. Мы вдохнули... и выдохнули только на финальных титрах.

Лука Гуаданьино сотворил что-то невероятное. Поездка в Ад и обратно. Действие новой версии «Суспирии» разворачивается в 70-х и многие технические моменты были заимствованы из того времени: манера съемки, титры, клоуз-апы. Муза режиссера Тильда Суинтон как всегда гипнотическая, его другая любимица, Дакота Джонсон, наконец-то реабилитируется после трилогии «50 оттенков». На энергии тандема этих двух прекрасных актрис держится харизма всего фильма.

Кричащая и нервная музыка группы Goblin сменилась чувственными мелодиями от Тома Йорка. Саундтрек потом захочется переслушивать много раз, как будто это просто отдельный (хороший) альбом Йорка.

Dakota-Johnson-in-Suspiria-2018-1

Очень не хочется сравнивать картину Гуаданьино с оригинальной «Суспирией» — это два совершенно разных произведения. Из оригинала он взял линию с ведьмами, заправляющими танцевальной школой и, собственно, все. Фильм Ардженто вошел в историю благодаря тому, как он обращался с формой, но сюжет, если отвлечься от невероятного художественного исполнения, был довольно простым. Гуаданьино отказался от оригинального плот-твиста и сразу дал нам понять, что мы имеем дело с нечистью, но тем не менее, придумал, как всех удивить в конце. Кульминация — это одержимый Ноэ на максималках. Хочется вжаться в кресло и орать. Не то, чтобы сильно страшно было, просто все очень напряженно и красиво.


Верные враги / Frères ennemis
реж. Давид Эльхоффен, в ролях: Маттиас Шонартс, Реда Катеб, Адель Беншериф, Сабрина Уазани, Гвендолин Гурвенек

Спустя четыре года французский режиссер Давид Эльхоффен возвращается на Венецианский кинофестиваль с избитой историей серьезной драмой про двух когда-то лучших друзей Мануэля (Маттиас Шонартс) и Дрисса (Реда Катеб), которые становятся врагами и оказываются по разные стороны баррикад: первый продает наркотики, второй таких сажает за решетку. Герои сталкиваются лицом к лицу только на 45-й минуте, после убийства их общего друга, когда тот перевозил большую партию кокаина. Одержимый местью, Мануэль готов разорвать всех и каждого, чтобы добраться до виновного, и Дрисс ему будет в этом помогать.

Что интересно, химия между персонажами Шонартса и Катеба действительно есть, и их отношения явно заслуживают большего развития. Кроме того, оба являются мусульманами, что еще сильнее усиливает их близость. Несмотря на то, что здесь поднимается (пусть и аккуратно) актуальная тема иммиграции, едва ли все это выделяет фильм среди десятков аналогичных детективных французских проектов, которые каждый день по вечерам показывают на «Триколор ТВ». Так что, как говорится, брат за брата, зачем все это было снято.

coverlg--1-